Древнегреческие философы об обществе и общественном развитии
Дисциплина: СоциологияТип работы: Реферат
Тема: Древнегреческие философы об обществе и общественном развитии
(1-2)
2ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ ОБ ОБЩЕСТВЕ
2И ОБЩЕСТВЕННОМ
РАЗВИТИИ
1План:
1) Отличия философского анализа общества и государства от мифологичес-
кого.
2) Платон об обществе и государстве.
3) Аристоткль об обществе и государстве.
11) Отличие философского анализа общества и государства от мифологичес-
1кого
Слово философия - греческого происхождения,в буквальном переводе оз-
начает оно
\"любовь
к мудрости\".\"Любовь к мудрости\" всегда состояла в
стремлении ответить на вопросы о сущности
мира,общества,человека,при-
открыть тайну
смысла
и цели общественной жизни,человеческой деятель-
ности.Рождение европейской философии было связано с работами
древнег-
реческих мыслителей,среди
которых
особое место принадлежит Платону и
Аристотелю.Прежде чем характеризовать их взгляды на общество
госу-
дарство,необходимо увидеть,в чем состояло коренное отличие философско-
го подхода к анализу этих вопросов от мифологического.
В самом деле - уже в мифах,как известно,были предприняты попытки от-
ветить на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы),че-
ловека и человеческого общества (антропогонические мифы),культурно-ис-
торическом прогрессе (мифы о культурном герое).Знаменита концепция Ге-
сиода о
\"пяти
веках\"
человеческой истории:золотом,серебряном,медном
веках,веке героев,железном веке.Каждый из пяти веков - результат
тво-
рения богов,которые и определяют и их смену.
Философский анализ общественной жизни отличается от того,что
содер-
жится в мифах,многим:
* миф не знает отличия между обществом и природой,не выделяет общество
из природы
философия исходит из специфики общественной жизни,об-
щества,
* миф выражает свои взгляды в форме конкретных,живых героев или симво-
лов - философия формулирует свои наблюдения
строго
определенных
понятиях,
* миф не стремится к доказательству,проверке истинности содержащихся в
нем положений
философия
исходит
из необходимости доказательно-
го,научного,последовательного изложения результатов анализа,
* миф живет в конкретном мире образов,символов,эмоций - философия мыс-
лит умозаключениями и теоретически обоснованными положениями,
* миф
исходит из веры в него - философия из уверенности в том,что по-
лученное знание может быть осмыслено разумом,рационалистически.
12) Платон об обществе и государстве.
Платон (428/427-348/347 гг.
до н.э.) знаменит и как
ученик
Сокра-
та,донесший до
нас
содержание высказываний учителя,и как первый гре-
ческий мыслитель,основавший собственную философскую школу - знаменитую
Академию (она просуществовала более 900 лет),и как крупнейшая фигура в
истории европейской философской мысли.
Учение об обществе и государстве сформулировано им главным образом в
диалогах \"Государство\" и \"законы\".
* В истории общественного и культурного развития он выделял три основ-
ных стадии:1) \"династия\",такая форма общества, когда
люди
жили,до-
вольствуясь необходимым,когда
не
было ни бедных,ни богатых и тогда
поэтому царили добрые нравы.Писанных законов не
существовало,власть
принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,
2) \"аристократия\" т.е.
эпоха,когда создаются большие
поселения,за-
рождаются законодательство,появляется
выборная власть.В эту эпоху и
складывается государство как таковое,
3) такое состояние государства и общества,которое может быть названо
\"идеальным\",
* Исходя
из
сказанного,понятно,что Платон,в сущности,определял госу-
дарство как особую форму поселения людей,возникающую из необходимос-
ти взаимопомощи,удовлетворения
потребностей
пище и жилье,защиты
населения и его территории,поддержания порядка внутри
поселения.Го-
сударство и
общество,таким образом,у Платона пока еще не различают-
ся.Государство есть особая форма поселения людей,
* Ключевое
место
его концепции занимает учение об идеальном госу-
дарстве.Идеальное государство - то,которое удовлетворяет
требованию
справедливости.Справедливость в
данном
случае
состоит в том,что в
обществе созданы условия,которые гарантируют процветание всего госу-
дарства и
учитывают
естественное
неравенство людей в их природных
задатках.Есть люди,которые
от
природы
наделены
разумом,высокой
нравственностью,благоразумием,чувством справедливости.Это
филосо-
фы,которые должны управлять государством,создавать законы,править на
основе данного им глубокого понимания действительности.Другим свойс-
твенны храбрость,стремление к военной
славе,доблесть,бесстрашие.Это
воины,призвание которых
состоит
защите государства от внешних и
внутренних врагов,поддержание порядка
спокойствия.Третьи
лишены
всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом,пахать землю,тор-
говать,обеспечивать общество материальными благами.Это
ремесленники
и земледельцы. По
убеждению
Платона,грань между этими группами на-
селения непроходима,как непроходима
грань
между
кастами.Идеальное
общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и
задатков людей.Так формулируется у Платона идея
разделения
общест-
венных функции между разными социальными группами,
* По мнению Платона,в идеальном государстве философы и стражи
(воины)
живут замкнутыми группами,внутри которых все равны,а имущество - об-
щее,Частная собственность и семья допустимы лишь для
членов
низшей
касты земледельцев и ремесленников,
* Отсюда становиться понятным,что Платон безоговорочно признает
прио-
ритет общественных,общих
интересов над интересами личными,выше ста-
вит государство,подчиняя ему отдельную личность.
Иную трактовку этих проблем предлагал Аристотель.
13) Аристотель об обществе и государстве.
Аристотель (384-322
гг.до
н.э.)
также принадлежит к числу филосо-
фов,значения которых в истории европейской философской мысли
поистине
огромно.Ученик платоновской
Академии,он
откажется от многих взглядов
учителя,следуя принципу,им же
сформулированному:\"Платон
мне
друг,но
истина -
дороже\".Он
известен
как
создатель новой школы - Лицея,как
учитель Александра Македонского,знаменитого завоевателя древности.
Аристотелю принадлежат
так
называемых
\"Политий\",в которых он
описывал политическое
устройство
ему
древнегреческих
полисов,горо-
дов-государств.На основе
\"Политии\" им была составлена \"Политика\",сис-
тематически излагающая материал о государстве и формах государственно-
го устройства.
* В отличии от Платона,Аристотель подчеркивал,что
существует
разница
между обществом
государством.По
его мнению,существуют различные
формы объединения людей:семья,поселения,государство,
* Основой государства является особый тип социальных отношений - отно-
шения господства и подчинения,которые определяются
Аристотелем
как
отношения политические.Государство,таким
образом,связано с осущест-
влением политических полномочий,полномочий \"господства\",власти,
* Взгляд
на
идеальное
государство
Аристотеля также отличался от
представлений Платона.Платон,в сущности,создавал
утопию,его
проект
не имел шансов бать реализованным.Аристотель отталкивался от анализа
опис...