Христианство на Руси X-XI вв.

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: Христианство на Руси X-XI вв.

    2План.

    1Стр.

    1Вступление..........................................2

    11. Религиозные реформы князя Владимира..............2

    12. Сопротивление введению христианства..............4

    13. Организационная структура церкви.................9

    14. Укрепление позиций церкви........................11

    15. Деятельность церковных судов.....................14

    16. Влияние церкви на различные стороны жизни

    1общества Древней Руси............................15

    1Заключение..........................................24

    2Вступление.

    Христианство в Древней Руси

    существовало

    еще

    задолго

    до

    придания

    ему

    статуса

    официальной

    религии,

    но оно было слабо

    распространенным и,

    конечно,

    не могло конкурировать с язычест-

    вом.

    Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировозз-

    рение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние ре-

    лигиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым

    суевериям

    суеверия

    диких финов и подпадали под влияние финских

    шаманов - \"волхвов\" и \"кудесников\",- то тем

    более

    должна

    была

    влиять христианская сфера на тех из славян, которые могли ее уз-

    нать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство

    с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и ча-

    ще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращать-

    ся

    христианство и приносили на Русь новое учение,

    передавая

    его славянам.

    В княжение Игоря в Киеве

    была

    уже

    христианская

    церковь святого Ильи, так как, по славам летописца, в Киев много

    было в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было

    очень

    много христиан.

    Жена князя св.Ольга также была христиан-

    кою.

    Словом,

    христианская вера стала хорошо знакома

    киевлянам

    еще при первых выряжских князьях. Правда, \"Святослав был холоден

    к христианской вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли

    языческие

    идолы и еще существовали жертвоприношения.

    Летописец

    рассказывает,

    как при Владимире языческая толпа киевлян однажды

    (983)

    убила двух варягов-христиан,

    отца и сына,

    за отказ отца

    добровольно отдать своего сына на жертву богам\"[1].

    Но

    все

    же

    несмотря на это мучение христиан, христианство в Киеве продолжа-

    ло распространяться.

    Для раннефеодального государства язычество было

    непрогрес-

    сивной формой религии, поэтому князь Владимир принял ряд мер для

    установления соответствия между религией и политическим

    строем.

    Владимир провел две религиозные реформы: реформирование язычест-

    ва и обращение к христианству.Первая сводилась к тому,что Влади-

    мир

    отобрал

    из огромного числа языческих богов несколько глав-

    ных,

    среди которых выделялись Перун, покровитель княжеской дру-

    жины,

    также божества южных восточнославянских областей.

    Эта

    реформа,однако оказалась недостаточной,поскольку

    для

    раннефео-

    дального государства, каким было тогда Киевское, требовалось уже

    утверждение монотеистической

    религии,

    лучше

    всего

    освящавшей

    власть великого князя.

    Таких религий в Киеве знали три: христи-

    анство,

    ислам,

    иудаизм.

    Владимиру, как и княгине Ольге, нужно

    было

    решить

    вопрос,

    какое христианство принять - западное или

    восточное.

    Этот вопрос ему пришлось решать в условиях

    сильного

    дипломатического нажима,

    как со стороны Рима,

    тик и со стороны

    Константинополя. Киеву выгоднее было иметь дело с Константинопо-

    лем, в его руках был водный путь \"из варяг в греки\", с Византией

    существовали давнишние налаженные экономические

    политические

    отношения,

    хотя

    и не всегда мирные.

    Столетиями Киев общался с

    Константинополем,

    связи с западом были слабее, поэтому предпоч-

    тение было отдано восточному христианству.

    \"Князь Владимир принял новую веру,

    имея возможность позна-

    комиться съ нею и узнать ея превосходство и внутреннюю силу\"[1].

    Князь и его дружина приняли христианство в 988

    г.\"За

    крещением

    князя тотчас последовало принятие христианства всею Русью и тор-

    жественное упразднение языческого культа на Руси\"[1].

    Новая ре-

    лигия отвечала интересам знати и дружинников, а также потребнос-

    тям социального строя,

    который утверждался в качестве

    господс-

    твующего в Древней Руси.

    В связи с насильственным насаждением христианства

    жизни

    народов

    Руси

    практическое

    значение

    приобрел вопрос сочетания

    разнородных,противоречивых вероисповеданий.Русь далеко не

    сразу

    стали

    православной.

    Во многих регионах нашей страны формальная

    христианизация местного населения началась

    значительно

    позднее

    начальной

    фазы

    \"крещения Руси\" и тянулась в течении нескольких

    веков.

    Это значит, что на протяжении многих столетий язычество мо-

    нолитной глыбой продолжало существование как самостоятельной яв-

    ление, с которым православие не могло совладать.

    Основная часть

    населения

    Руси оказывала активное или пас-

    сивное сопротивление новой религии. Именно всеобщее неприятие ее

    условиях пусть даже ограниченного народовластия сорвало планы

    киевской знати и превратило введение христианства в многовековой

    процесс.

    В большинстве открыто восставших против насаждения

    христи-

    анства

    городов

    выступила поместная светская и прежняя духовная

    знать. Так, известно о восстании князя Могуты, которое длилось с

    988 по 1008 г.

    Многолетняя борьба Могуты завершилась его плене-

    нием, а затем помилованием со ссылкой в монастырь.

    Восставшие повсеместно разрушали храмы, убивали священников

    и миссионеров. Восстания в разных регионах были сходны по своему

    характеру с восстаниями в Суздале,

    Киеве, Новгороде, в них сли-

    лись воедино антихристианские и антифеодальные мотивы.

    Необходимо обратить внимание на два момента.

    Первый заклю-

    чается в том,

    что восстания происходили в основном в неславянс-

    ких

    землях,

    где к указанным мотивам присоединилась и борьба за

    самостоятельность Именно с этого времени на Руси

    начали

    прояв-

    ляться одновременно три процесса: христианизация, феодализация и

    колонизация соседних земель. Для второго момента характерно уди-

    вительное

    совпадение дат восстаний со смертью князей или их от-

    сутствием,

    вызванным феодальными распрями, т.е. в периоды отно-

    сительного безвластия.

    Но причины восстаний в XI в. уже глубже.

    Их начало, как правило связано с ухудшением экономического поло-

    жения народных масс, периодическим недородом и многолетним голо-

    дом.

    Между тем,

    центральное киевское правительство, не обращая

    внимание на трудности северо-восточных земель, продолжало поборы

    с населения.

    Положение усугублялось междуусобными войнами, соп-

    ровождавшимися грабежами.

    В это трудное время глашатаями народ-

    ного гнева выступили волхвы. По мере укрепления христианства они

    теряли свои права, а вместе с тем и источники существования, на-

    ходили себе новые занятия,

    чаще всего врачевание. Чтобы уничто-

    жить

    эту

    социальную группу - своих идейных врагов,- церковники

    обвинили их в \"колдовстве\", в применении вредной \"земли\" и \"пот-

    вора\",настраивали против них верующих и государство.

    Без суда и

    следствия были уничтожены и скоморохи,

    досаждавшие церкви

    лишь

    юмором, играми и песнями.

    Восстание 1024 г. в Суздале происхо...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены