История Русской Церкви

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Реферат
    Тема: История Русской Церкви

    Православный Свято-Тихоновский

    Богословский Институт

    курс, заочное отделение

    Катехизаторский

    Факультет

    ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

    Книжная справа в первой половине

    XVII

    века и при патриархе Никоне.

    Ее влияние на последующие события старообрядческого раскола.

    Горбунов Д. А.

    Москва, 1997

    / 1998

    ПЛАН

    Предпосылки книжной справы

    Исправление богослужебных книг в период междупатриаршества.

    Книжное дело при патриархах Филарете, Иосафе и Иосифе.

    Исправление книг патриархом Никоном.

    Реакция духовенства и мирян на обрядовую и книжную реформы.

    Проблема правильности и однообразия богослужебных книг во всей её остроте встала перед русской церковью начиная со второй половины

    века после выхода в свет первых печатных книг. Для их тиражирования необходимо было отобрать рукописные оригиналы с минимальным количеством ошибок и описок. Испорченность

    большинства богослужебных книг была бесспорным фактом и поэтому уже Стоглавый собор рекомендовал к употреблению и переписыванию только «добрые переводы»

    , c.

    . Но критерий правильности так и не был найден. Поэтому переписчики и первопечатники выбирали наилучшую копию, исходя из субъективного представления о качестве и авторитетности

    той или иной книги, иногда сличая её с другими доступными славянскими списками. Вопрос об обращении к греческим оригиналам в первые десятилетия книгопечатания поставлен не был из-за

    малообразованности духовенства и профессиональных переписчиков, а также вследствие фактического отсутствия школьного образования.

    Ещё одним стимулом к скорейшему исправлению церковной и обрядовой жизни была концепция «Москва -

    Рим», согласно которой Москва является непосредственной преемницей византийской теократии, а царь российский становится «единым вселенским православным царем всех христиан»

    , c.

    . Эти горделивые национальные амбиции, вырывавшие Русскую Церковь из соборного единства, смогли вырасти до размеров государственной идеологии вследствии всего хода истории,

    постепенно подведшей сознание русской интеллектуальной элиты к идее особого мессианского пути русского народа

    см. 3

    , c.

    . Обострение эсхатологических ожиданий в

    XVII

    в., трудности православия в Польше и на Ближнем Востоке, укрепление Российской государственности - все это не могло не укрепить русского человека в убеждении в том, что именно

    России предстоит спасти христианство и стать вселенским центром мессианского царства. «Не мы ли Израиль истинный, люди христианские?», - писал справщик Печатного Двора Шестак

    Мартемьянов в трактате о единогласии - острейшем вопросе литургической жизни русской церкви того времени

    , c.

    Но ни глубина познания вероучительных истин, ни чистота богослужебной жизни, ни наличие просвещения и культуры не соответствовали государственным претензиям мирового масштаба. В

    то же время замкнутая провинциальная среда российской глубинки, осознавая себя центром и последним оплотом православия, враждебно относилась к приходящим ученым чужакам

    см. 2

    , c.

    , опасаясь еретических веяний. Так, в диспуте с греческим патриархом Паисием Троицкий монах Арсений Суханов, обвиняя греков во многих «еретических» прегрешениях, утверждает уже

    непосредственное церковное преемство: «мы веру приняли от Бога, а не от вас и крещение приняли изначала от св. апостола Андрея, а не от вас... Приходил он Черным морем и к нам, и мы от

    него тогда же приняли крещение, а не от греков»

    , c.

    . Постановка этих богословских проблем была обусловлена временем.

    века - эпоха грандиозных религиозных потрясений в Европе. Тридцатилетняя война, реформация, контрреформация и инквизиция, проникновение в Россию «обновленного» христианства. Всё

    это не могло не вызвать отзвука в жизни российского государства и Церкви.

    Идеология «Москва -

    Рим», попав на национальную почву, порождает два типа мировоззрения: первый характеризуется верой в полноту и безукоризненность богословского знания русской церкви и стремлением

    отгородиться от внешнего мира. Второй тип русского религиозного мировоззрения стремился придать русской церкви вселенское значение и «через сближение в обряде с греками приблизить

    политическое объединение православных народов под московским царем»

    , c.

    , для этого прежде всего было необходимо поднять на более высокий уровень книжность, школьное образование, упразднить обрядовые разногласия. Примером и образцом для исправления

    должна была стать греческая церковь. Столкновение приверженцев двух взглядов на место России в мире и истории было неизбежным, и именно оно послужило причиной раскола в русской церкви,

    страшные последствия которого сказываются и по настоящее время.

    Исправление богослужебных книг и церковной обрядности должно было послужить возвышению русской церкви в глазах всего православного мира, признанию Москвы центром православия, о

    котором пророчествовал старец Филофей: «Два Рима пали, третий - Москва - стоит, а четвертому не быть. Все христианские царства пришли в конец и сошлись в одно царство нашего государя;

    все христианские царства «потопишася от неверных», только царство одного нашего государя благодатию Христовою стоит»

    , c.

    Первая серьёзная попытка проведения исправления книг с использованием греческих оригиналов была предпринята в 1615 г., царь Михаил Федорович поручает исправление Потребника 1602

    г. архимандриту Троице-С. Лавры Дионисию, канонарху Арсению Глухому, библиотекарю Лавры Антонию и священнику Ивану Наседке. Справщики понимали перед какой непосильной задачей были

    поставлены: «Нам одним не исправить книги Потребника; - писали Антоний и Наседка государю, - в списках её с давнего времени множество разностей и погрешностей как от переводчиков, так и

    от неискусных переписчиков». Без поддержки сверху, «без настоятеля от властей», «без митрополичьего совета» книжные, а тем более обрядовые исправления не будут восприняты церковью - по

    выражению Арсения, «простым людям будет смутно»

    , c.

    116-117

    Работа продолжалась полтора года. Для исправления Потребника в распоряжении справщиков имелось около двадцати славянских списков этой книги и пять списков греческих, которыми

    пользовались только Дионисий и Арсений, самостоятельно изучившие греческий язык. Основные искажения, найденные в Потребнике, заключались 1) в прибавлении в чине освящения богоявленской

    воды «... Духом Твоим Святым и огнем», эту вставку справщики нашли только в двух славянских списках, но не в самом тексте, а на полях и поверх строки; 2) несколько молитв из чина

    исповеди попали в число молитв священника перед литургией; 3) конечные славословия многих молитв были искажены - при обращении к одному из Лиц пресв. Троицы молитва заканчивалась

    славословием всей Троице. Кроме Потребника справщики пересмотрели цветную Триодь, Октоих, общую Минею, месячную Минею, Псалтирь, Канонник, Типикон 1610 г.

    , c.

    . Исправление последней книги вызвало бурный протест со стороны её малограмотных издателей - головщика лавры Логгина и уставщика Филарета. Их бурная ненависть и клеветничество

    сыграли свою роль - 18 июля 1618 г. митр. Ионой был созван собор для об...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены