Особенности применения методов и методик в специальной психологии
Дисциплина: ПсихологияТип работы: Реферат
Тема: Особенности применения методов и методик в специальной психологии
Тема: Особенности применения методов и методик в специальной психологии. Содержание. Введение
..............................................................................................3 1. Задачи в специальной психологии.............................................4 2.
Диагностические методики в специальной психологии.........5 3.Оссобенности методик в специальной психологии....................6 3.1. Эксперементально психологические методики 3.2.
Анкетирование 3.3. Наблюдение 3.4. Невербальные психологические методики Литература...............................................................................................10 .
Диагностические методики в специальной психологии. В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. • В ней, как и в общей, детской и
педагогической психологии, применяются: Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с
целью....... ........... 3.Оссобенности методик в специальной психологии. 3.1. Эксперементально психологические методики. Так, экспериментально-психологические методики, используемые в
индивидуальном или групповом лабораторном психологическом эксперименте, представляющие собой различные задания, выполнение которых требует применение обследуемым определённых операций и
действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий, позволяют выявить наличие и особенности этих действий у обследуемого ребёнка, свойства его личности. Практически всякое
задание, независимо от его основной направленности при обследовании ребёнка, в большей или меньшей мере позволяет видеть его интеллектуальные возможности, так как, для того чтобы
выполнить задание, необходимо понять инструкцию и на основе её понимания осуществить определённые действия. Чем сложнее инструкция, тем большим должно быть участие мыслительных процессов
в её понимании (независимо от степени сложности самого задания). Это должно учитываться при проведении экспериментов с детьми, имеющими недостатки развития. Из этого следует, что каждая
экспериментально-психологическая методика имеет ограничения, связанные с особенностями конкретного недостатка развития, а также определённые возрастные границы своего применения. 3.2.
Анкетирование. Анкетирование можно применять при изучении детей с недостатками развития более старшего возраста, хотя в экспериментах с нормально развивающимися это возможно раньше.
Требует специальной разработки метод анкетирования родителей, воспитателей, педагогов для оценки уровня и особенностей развития ребёнка в раннем возрасте. При этом наиболее значимые
данные могут быть получены не исследователем в короткие периоды специально организованных наблюдений, а теми, кто видит ребёнка ежедневно на протяжении многих часов, кто наблюдает
динамику его развитие в течение длительного периода времени. 3.3. Наблюдение. Особое значение при изучении детей с недостатками развития приобретает наблюдение. Из-за ряда особенностей
этих детей применение экспериментальных методик в раннем и дошкольном возрасте часто не даёт значимых результатов. Тщательное наблюдение за поведением ребёнка должно осуществляться и в
экспериментальных ситуациях. Такое наблюдение может дать очень многое для понимания характера трудностей ребёнка при выполнении им различных заданий. 3.4. Невербальные психологические
методики. Важную методологическую проблему специальной психологии составляет разработка и применение невербальных психологических методик. Поскольку у нескольких категорий детей с
отклонениями развития имеются значительные недостатки словесной речи, затрудняющие понимание ими словесных инструкций и ответы на задания в словесной форме, трудно, а то и невозможно
выявить уровень умственного развития этих детей, используя словесные задания.
Язык: Русский
Скачиваний: 279
Формат: Microsoft Office
Размер файла: 13 Кб
Автор:
Скачать работу...