О предмете психология
Дисциплина: ПсихологияТип работы: Реферат
Тема: О предмете психология
СИБИРСКИЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
«О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИЯ»
Выполнил:
студент группы П 44
Петров Алексей
НОВОСИБИРСК
2004
План
TOC \\o \"1-2\" \\h \\z \\u
Список использованных источников
PAGEREF _Toc88409544 \\h
Введение
PAGEREF _Toc88409545 \\h
История психологии
PAGEREF _Toc88409546 \\h
Античная психология
PAGEREF _Toc88409547 \\h
Общее представление о психологии как науке
PAGEREF _Toc88409548 \\h
Научная и житейская психология
PAGEREF _Toc88409549 \\h
Предмет и задачи психологии.
PAGEREF _Toc88409550 \\h
Задачи современной психологии
PAGEREF _Toc88409551 \\h
Современная психология и ее место в системе наук
PAGEREF _Toc88409552 \\h
Заключение
PAGEREF _Toc88409553 \\h
Цель:
Сделать хороший реферат, освоить эту тему.
Задачи:
Найти тему,
потратить время на изучение найденного матерьяла, кратко и внятно изложить главные мысли.
Список использованных источников
Литература:
1. Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Валдос, 1999. – С. 8-25.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988. – С. 48 – 63.
3. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989. – С. 15-62.
Internet:
http://www.examen.ru/df/Display.html
http://www.encicl.bu.ru/txt/s82.htm
http://parallel.hut.ru/st/cc10503.htm
Введение
Психология как
знают задачи.
Вместе собственных ощущений,
образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи,
Основные косвенно наблюдать у других
людей.
В научном употреблении термин \"психология\" появился которая занималась изучением
так называемых
самонаблюдения.
включив в себя неосознаваемые психические процессы и деятельность человека.
В 20 столетии психологические исследования
на достаточно узкий смысл, когда
оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традициями
этой ее прежнее название.
Предметом изучения
законов факты, закономерности и механизмы психологической жизни.
Психология включает приведу примеры некоторых из них :
Общая психология
Познавательные память, воображение,
мышление и речь.
преобразовании Это - эмоции,
способности, мотивация, темперамент, характер и воля.
Социальная психология, в
процессе общения и взаимодействия людей друг рода группах, в частности в семье, институте, в коллективе.
Генетическая психология механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.
Дифференциальная психология
людей,их процесс формирования.
В возрастной
изучает изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.
Педагогическая психология
Особое и воспитания людей разного возраста.
Юридическая психология
психологии
человека. возможных
психологических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения.
История психологии
Античная психология
Мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов, веками царило в общественном сознании. При этом язычники часто придавали стилю
поведения небожителей коварство и мудрость, мстительность и зависть, иные качества, познанные в земной практике своего общения с ближними.
Анимизм (от лат. anima - душа) - первое мифологическое учение о душе. Анимизм включал в себя представление о скрытом за конкретными видимыми вещами сонме душ как особых
призраков, которые покидают человеческое тело с последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных
психологических учениях и скрываются под \"Я\" (или \"сознание\", или \"душа\"), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.
В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) души представлялись
бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений.
Позже древние греки под \"psycho\" понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи - гилозоизм (от греч. hyle - вещество и zoe
- жизнь): весь мир - универсум, космос - изначально живой, наделённый способностью ощущать, запоминать и действовать. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Всё
рассматривалось как порождение единой первичной материи (праматерии). Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому,
что магнит, как и женщина, обладает душой. Гилоизм впервые \"поставил\" душу (психику) под общие законы естества. Этим учением утверждался непреложный и для современной науки постулат
об изначальной вовлечённости психических явлений в кругооборот природы. В основе гилозоизма лежал принцип монизма.
Общее представление о психологии как науке
В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это \"свойство высокоорганизованной материи\". Если же иметь в виду психику человека,
то к словам \"высокоорганизованная материя\" нужно прибавить слово \"самая\": ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат \"О душе\" выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе
следует отвести одно из первых мест, так как \"оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном\".
Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако
развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир;
начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение
собственного \"Я\". Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: \"Кто я? Какой я?\", а позже и \"Зачем я?\". Те психические способности и
функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом
осмысления и осознания.
Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение
внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.
Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали
материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И...