Демонстрация стереотипов и предрассудков (расизм, сексизм, эйджизм).

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Демонстрация стереотипов и предрассудков (расизм, сексизм, эйджизм).

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

    Факультет психологии

    Реферат.

    Демонстрация стереотипов и предрассудков

    (расизм, сексизм, эйджизм).

    Выполнила:

    студентка 382 группы

    Разумная Н.С.

    Преподаватель:

    Гулевич О.А..

    Москва, 2005

    Содержание:

    Введение____________________________________________________3

    Определение понятий «стереотип», «предрассудок», «дискриминация»__________________________________4

    Расизм___________________________________________6

    Сексизм__________________________________________7

    Эйджизм_________________________________________9

    Заключение_________________________________________________11

    Литература_________________________________________________12

    Введение.

    «..Передонов помолчал немного и вдруг сказал: «Поляки – безмозглые». Марта покраснела. «Всякие бывают и русские, и поляки», - сказала она. «Нет, уж это так, это верно, -

    настаивал Передонов. – Поляки глупые. Только форсу задают. Вот жиды, - те умные…»

    Ф. Сологуб «Мелкий бес»

    По-видимому, прежде чем приступать к вопросу о рассмотрении проявления или демонстрации социальных стереотипов, следует рассмотреть то, насколько актуальна данная проблема в

    современном обществе.

    Дело в том, что в современном мире, к сожалению, достаточно много проявлений так называемой «нетерпимости» или «интолерантности». Связано это, прежде всего, с тем, что мы называем

    «предрассудками». Конечно, эта связь не носит строгого причинно-следственного характера, но, тем не менее, вполне очевидно, что определенная взаимосвязь имеется. То есть такие явления,

    как расизм, сексизм, эйджизм – это, по сути дела, просто внешние проявления таких более глубоких факторов, как социальные стереотипы и предрассудки.

    Таким образом, по-видимому, не будет ошибкой сказать, что, изучая предрассудки, мы изучаем корень такого зла, как расизм, сексизм, эйджизм. Дело в том, что по сути дела, социальные

    стереотипы и предрассудки вольно или невольно руководят действиями людей. Социальные стереотипы и предрассудки – это то, что лежит в основе, так называемого «дискриминирующего

    поведения, к которому и относится все вышеперечисленное.

    Несомненно, что в обществе, наполненном разными интересами, конкурирующими группами и проч. просто необходимо каким-то образом сохранять мир и по возможности устанавливать гармонию.

    Изучение социальных стереотипов в ракурсе их взаимосвязи с дескриминирующим поведением (то есть по сути дела изучение внешнего проявления социальных стереотипов или демонстрации

    социальных стереотипов) есть задача чрезвычайно важная.

    Для начала рассмотрим что же такое представляют из себя социальные предрассудки и стереотипы в общем и целом (определим понятия), а затем рассмотрим такие проявления предрассудков и

    стереотипов, как дискриминирующее поведение, а именно: расизм, сексизм, эйджизм.

    1) Определение понятий «стереотип», «предрассудок», «дискриминация».

    Прежде всего, попытаемся дать определение тому, что же такое социальные стереотипы и предрассудки. Это важно сделать, так как такие термины, как стереотип, предрассудок,

    дискриминация, расизм, сексизм, эйджизм во многом пересекаются. По большому счету каждый из приведенных терминов предполагает некую негативную оценку какой-либо группы или индивида – в

    этом состоит некоторое сходство этих терминов и соответственно явлений. Однако немаловажно заметить, что наряду со сходством, данные термины и стоящие за ними явления имеют ряд

    специфических отличий, нюансов, в которых следует получше разобраться, дабы не возникало путаницы и дабы предмет стал более ясен.

    Итак, «Социальный стереотип – (от греч.

    stereos – твердый,

    typos – отпечаток) – устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, явлении, группе, исторической личности,

    распространенное в данной социальной среде.»

    (9, с.524)

    В 1918 г. У. Томас и С. Знанецкий ввели в научный обиход понятие социальной установки. В дальнейшем оно уточнялось и конкретизировалось, и наиболее общепринятым на сегодняшний день

    является определение Г. Олпорта: «Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта

    и оказывающее направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан» (2, с.215).

    «Стереотип – мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.» (7, с.748)

    То есть из данных выше определений можно видеть, что стереотип – это нечто устоявшееся. Также, мыслить стереотипно – это значит во многом обобщать. Кроме того, важно заметить, что

    стреотип – это понятие более широкое, чем, скажем, предрассудок.

    Интересный аспект воздействия стереотипов на межличностное и групповое общение затрагивает Н. Лебедева: она выделяет 4 основные характеристики стереотипов, влияющие на

    коммуникативное поведение.

    Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане –

    консервативны, немцы – педантичны).

    Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее

    неблагоприятная).

    Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других,

    индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания.

    Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами) (5, с.189).

    Главные выводы исследований в области социального стереотипа были суммированы Г. Тэджфелом в виде следующих шести положений:

    1)Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.

    2)Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного периода времени.

    3)Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

    4)Социальные стереотипы становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.

    5)Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.

    6)Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в

    условиях значительной напряженности и конфликта (5, с.192).

    От понятия «стереотип» достаточно просто перейти к понятию «предрассудок». «Предрассудок – стереотипное представление о личности, группе, общности. Как правило спецификой таких

    социальных стереотип считается то, что они выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/или фобическое отношение к какой-либо аут группе или общности (расовой, ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены