Гендерные особености мышления в юношеском возрасте

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Гендерные особености мышления в юношеском возрасте

    Введение.

    Многие годы на Западе и в последнее десятилетие в России, наряду с традиционными подходами к изучению интеллектуального развития

    ребенка, выделяется группа исследований, характеризующих это развитие с точки зрения принадлежности ребенка к определенному полу.

    Мы привыкли считать мужчин и женщин совершенно разными существами. Малейшим различиям в строении головного мозга у представителей разных полов ученые склонны приписывать гораздо

    большее значение, чем на то дают право объективные данные. Обычно авторы трудов по психологии, ссылаются на четыре психологических отличия между полами: способностью ориентироваться в

    пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность. Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части

    занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам. Необходимо помнить, что обнаруженные отличия относительно невелики, обычно не

    более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают.

    Но такой познавательный

    процесс, как мышление и в настоящее время вызывает много противоречий у ученых.

    Одни пытаются доказать, что мужчины и женщины мыслят почти одинаково, другие же наоборот, считают, что они мыслят совершенно по-разному.

    Цель работы: исследовать характеристики мыслительной деятельности юношей и девушек и определить различия, если они существуют.

    Для себя я определила задачи:

    1. Исследовать литературные источники и мнения различных ученых.

    2. Провести тестирование для определения характеристик мышления.

    Выполняя работу я пользовалась такими методами, как наблюдение, работа с литературными источниками, проведение тестирования.

    Глава1. Мышление в юношеском возрасте. Предположение.

    1.1 Что такое мышление

    Венцом эволюционного и исторического развития познавательных процессов

    человека является его способность мыслить. Благодаря мышлению человек беспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностями познавательных

    процессов

    более «низкого» уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные

    образы,

    создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежной достоверности, то есть высокой степени соответствия объектам и ситуациям реального мира, дают

    возможность вовремя реагировать на происходящие

    изменения и эффективно строить

    свое поведение в ответ на эти наличные, непосредственно воспринимаемые события. Именно этим человек отличается от других живых существ. Преимущества, которые дает

    человеку мышление, заключаются также в том, что с его помощью он может, «не сходя с места» и, таким образом, находясь в безопасном положении, «проиграть в уме» различные варианты

    предвосхитить наступление наиболее вероятных событий, чувственно не

    воспринимаемых в данный момент в данном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям, спланировать их и корректировать их в процессе

    их осуществления, то есть мышление, являясь частью психики, выполняет одну из основных ее функций - функцию упреждения событий. Таким образом, с помощью мышления

    человек познает не только сущее, действительное, но и возможное, он не только познает, но и создает его.

    Мышление позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их, проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими людьми. Разум, мышление,

    ум всегда считались достоинствами, а отсутствие ума большой бедой. Существует даже выражение: «Если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума».

    Так что же такое мышление?

    «Мышление - верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека»

    ристотель).

    «Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом» ( И.П. Павлов.).

    Мышление –

    это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным

    отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

    Мышление – это прежде всего осознание и понимание не конкретных, а общих свойств и закономерностей, которые прямо, непосредственно человеку в его опыте не даны. Их надо осмыслить,

    как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление – это психологический процесс с открытием нового знания решения проблем на основе переработки полученной информации.

    Мышление является предметом исследования многих дисциплин: философии, социологии, логики, физиологии и других наук. Но нам интересно это понятие с психологической точки

    зрения.

    Особенности мышления в ранней юности.

    Юность является переходным этапом между детством и взрослой жизнью. Это возраст

    от 16 до 18 лет. В это время происходит большое количество перемен в теле, чувствах, позициях и оценках, интеллекте, отношении с родителями и со сверстниками, в

    понимании свободы и ответственности. Также происходят изменение особенностей мышления:

    Появляется так называемая «обратимость» мышления, т.е. способность менять направление мысли, возвращаясь к исходному состоянию того или иного объекта.

    В этом возрасте появляется тяготение к общим теориям, формулам.

    Склонность к теоретизированию становится возрастной особенностью.

    Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви.

    Мышление в старшем возрасте обладает большей организованностью и последовательностью, логичностью; для него характерны глубина и основательность мысли. Возникает интерес к

    причинному объяснению явлений. Старшеклассники способны осуществлять опережающее мышление, планирование.

    Процесс мышления включает в себя выдвижение и самостоятельную проверку гипотез. Все это позволяет говорить о способности к научному мышлению.

    В юношеском возрасте отчетливо обозначаются индивидуальные различия мышления, которые проявляются в предпочтениях определенных учебных предметов, результатах решения различных

    типов задач, в особенностях когнитивных целей.

    1.3 Гендерные особенности мышления.

    Гендер

    – это социально-биологическая харак­теристика, с помощью которой люди дают оп­ределение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол является биологической ка­тегорией,

    социальные психологи часто ссылают­ся на те гендерные различия, которые обоснова­ны биологически, как на «половые».

    Гендер

    - это пол, но в социальном, а не в биологическом контексте.

    По мнению многих ученых

    мужественность прежде всего

    соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью. «Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален»

    (Логинов). «Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и

    неличной мудростью простоты и чистоты» (Булгаков). «В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно

    открывают прикладные и близкие к практике науки» (Логинов). Такой же взгляд на женскую конкретность м...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены