Альберт Бандура социально-когнитивная теория личности
Дисциплина: ПсихологияТип работы: Реферат
Тема: Альберт Бандура социально-когнитивная теория личности
Министерство Образования Российской Федерации
Сибирский Институт Бизнеса Управления и Психологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Психология
«Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности»
Выполнил:
Студент гр. 162
Плюхаев И.В.
Проверила:
Новикова Е.А.
Красноярск 2002
Альберт Бандура
Библиографический очерк
Основные принципы социально-когнитивной теории
За пределами внутренних сил
Бихевиоризм изнутри
Вне подкрепления
Саморегуляция и познание в поведении
Научение через моделирование
Основные процессы научения через наблюдение
Процессы внимания: понимание модели
Процессы сохранения: запоминание модели
Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение
Мотивационные процессы: от наблюдения к действию
Подкрепление в научении через наблюдение
Косвенное подкрепление
Самоподкрепление
Как появляется саморегулирование
Почему мы наказываем себя
Самоэффективность: путь к совершенному поведению
Способность выстроить поведение
Косвенный опыт
Вербальное убеждение
Эмоциональный подъем
Основные положения Бандуры относительно природы человека
Свобода—детерминизм
Рациональность—иррациональность
Холизм—элементализм
Конституционализм—инвайронментализм
Изменяемость—неизменность
Субъективность—объективность
Проактивность—реактивность
Гомеостаз—гетеростаз
Познаваемость—непознаваемость
Эмпирическая валидизация социально-когнитивной теории
Насилие по телевидению: модели агрессии в каждой гостиной
Самоэффективность: как научиться преодолевать свои страхи
В применение: \"Власть человеку\" - саморегулируемое изменение
Самоконтроль поведения
Заключительные комментарии
Резюме
Глоссарий
Литература
Введение
Трудно преувеличить то влияние, которое основные принципы теории научения оказали на психологию и теорию личности. Концепции классического и оперантного научения, предоставляют
мощный инструмент для объяснения того, как формы поведения приобретаются, сохраняются и модифицируются в результате научающего прошлого опыта индивида. В последние десятилетия,
однако, персонологи начали выдвигать предположения, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними явлениями (включая веру, ожидания, самовосприятие)
и факторами окружения. Кульминацией таких рассуждений, являющихся развитием в различных направлениях взглядов классических бихевиористов, можно назвать социально-когнитивное
направление. Особенности этого направления наиболее отчетливо представлены в работах двух выдающихся персонологов — Альберта Бандуры и Джулиана Роттера. Теория каждого из них
значительно отличается от радикального бихевиоризма Скиннера, но сохраняет строгую научную и экспериментальную методологию, которая характеризует бихевиористский подход.
Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает,
что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия - это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании
социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях. Эта точка зрения крайне отличается от подхода Скиннера, который ограничивает
объяснение поведения человека до двухфакторной односторонней модели, в которой внешние события служат единственной причиной поведения. В отличие от Скиннера, который почти всегда
рассматривал научение посредством прямого опыта, Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее
отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.
Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования.
Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его результатами [Bandura, 1989a,p. 14-15].
Бандура также подчеркивает важность самостоятельных воздействий как причинного фактора во всех аспектах функционирования человека — мотивации, эмоции и действиях. Это наиболее
очевидно в его концепции самоэффективности — положения о том, что человек может научиться контролировать события влияющие на его жизнь. Большая часть этой главы посвящена
социально-коллективному направлению, разрабатываемому Бандурой.
Библиографический очерк
Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посещал объединенную начальную и
среднюю школу, в которой было только 20 учеников и два учителя. Вынужденный заниматься самообразованием, как и его одноклассники, Бандура вспоминает, что фактически каждый выпускник
сделал успешную профессиональную карьеру. Летом он ремонтировал автомагистрали необжитом Юконе. Опубликовано очень мало сведений о его детстве.
После средней школы Бандура посещал Университет провинции Британии Колумбия в
Ванкувере, где получил степень бакалавра гуманитарных наук _ 1949 году. После этого он продолжал обучение и Университете Айовы, где получил в 1951 году степень магистра гуманитарных
наук и 1952 году доктора философии. Затем он прошел годовую клиническую ординатуру в Консультативном центре Уичиты, штат Канзас, и занял пост на факультете психологии в Стэндфордском
университете.
На протяжении своей профессиональной деятельности Бандура активно занимался
развитием социально-когнитивного подхода к изучению и пониманию личности. Он опубликовал несколько книг и бесчисленное множество научных статей, сделав огромный вклад в развитие
гуманитарных наук. Его ранние книги Подростковая агрессия» (1959) и «Социальное научение и развитие личности» (1963) были написаны в соавторстве с Ричардом Уолтерсом (Richard Walters),
его первым студентом после получения степени доктора философии. Затем он опубликовал «Принципы модификации поведения» (1969), обширный обзор психосоциальных принципов, которые
регулируют поведение. В 1969
году Бандура был назван действительным членом Центра углубленного изучения поведенческих наук в Стэндфордском университете. В это время он пишет книгу «Агрессия: анализ с позиции
социального научения» (1973) и по собственному желанию работал над изучением субкультуры ежедневных волейбольных игр сотрудников Центра. Он также опубликовал работу под названием
«Теория социального научения» (1971), краткое толкование ключевых концепций, которые помогают объяснить поведение. В двух своих недавних книгах «Социальная теория научения» (1977) и
«Социальные основы мышления и поведения» (1986) Бандура - обзор современных теоретических и экспериментальных достижений, касающихся социально-познавательной модели личности.
Заслуги Бандуры в области развития психологии были высоко оценены. Он \"был избран президентом Аме...