Теории происхождения государства
Дисциплина: КультурологияТип работы: Реферат
Тема: Теории происхождения государства
Введение.
Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это и обуславливает существование различных теорий происхождения
государства.
В настоящее время в литературе существует масса мнений и взглядов по поводу этой проблемы. Но, в целом, есть ряд теорий происхождения
государств, которые выделяют все исследователи, а именно теологическую, патриархальную, классовую (материалистическую), психологическую, теорию насилия, договорную, органическую. Реже
в трудах по происхождению государства упоминаются патримониальная, спортивная, инцестная теории.
В качестве темы
для написания своего реферата, я выбрала именно эту, потому что по-моему мнению вопрос происхождения государства и права спорен. В существующей литературе много
внимания уделено этому, что позволит мне довольно подробно рассмотреть данную проблему, сравнить точки зрения разных авторов, и на основании этого сделать выводы о наиболее вероятных
теориях происхождения государств в разных частях света.
Теории происхождения государства.
Хропанюк В.Н.в своей книге «Теория государства и права» говорит о происхождении государства так:
Материалистическая (классовая) теория
происхождения государства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин:
общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный
результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы
экономически господствующего класса.
В. И. Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал, что государство выступает органом примирения классов. Он
писал: “По Марксу государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя
столкновение классов»
Определяя свое собственное отношение к сущности и предназначению государства, Ленин неоднократно подчеркивал, что
государство есть машина для поддержания господства одного класса над другим.
Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда
делается непреложный вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с
исчезновением классов.
Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории
односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение
государства. Тем не менее, считает Шершеневич, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому «в
конечном счете «можно увязать «даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования».
Естественно-правовая теория происхождения государства.
Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия
жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к
«войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека — в его неограниченной
свободе.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который
является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства,
выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Гольбах, например, определял общественный
договор как совокупность условий для организации и сохранения общества.
Классическое обоснование договорная теория получила в трудах Руссо. Исходя из исторического опыта он пришел к выводу,
что правители стали смотреть на государство как на свою собственность, а на граждан как на своих рабов. Они стали Деспотами, угнетателями народа. Деспотизм, по Руссо, высшее и крайнее
проявление общественных различий: неравенства богатых и бедных как следствия частной собственности; неравенства сильных и слабых как следствия власти; неравенства господ и рабов как
следствия попрания законной власти властью произвола. Это неравенство становится причиной нового отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо каждый равен нулю. Но это уже
не старое естественное равенство первобытных людей, а равенство как искажение природы.
Руссо считает, что в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и
свободы надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы «найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла обшей
совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он
был раньше»
Теория общественного договора подвергается критике по различным причинам. Так, Коркунов полагал, что договорные начала
в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. При этом личность «признавалась над всеми господствующей и все определяющей.
Не личность считалась обусловленной общественной средой, а наоборот, общественный порядок являлся всецело определяемым произволом отдельных личностей».
Органическая теория.
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно
понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и
физиологии.
Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в
XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной
теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока существует человеческое общество.
Государственная власть — это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки
его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности сос...