Правовое регулирование на информационном рынке
Дисциплина: ЮриспруденцияТип работы: Реферат
Тема: Правовое регулирование на информационном рынке
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В
Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:
\"Об информации, информатизации и защите информации\".
\"Об авторском праве и смежных правах\",
\"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных\".
\"О правовой охране топологий интегральных схем\".
Рассмотрим основные положения закона \"Об информации, информатизации и защите информации\", который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию
дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развитии информационного общества. С его помощью удалось частично решить вопросы правового регулирования на
информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением \"персональной\" информации.
Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:
Общие положения.
Информационные ресурсы.
Пользование информационными ресурсами.
Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.
В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление
деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно–технической и промышленной политики в сфере
информатизации.
Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации,
обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов,
правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы, права и механизма
реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что
способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.
Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений гарантируют, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого
развития экономики и построения демократического общества в России.
Система информатики
нуждается в государственном управлении. Это объясняется тем, что информатизация общества должна основываться на единых принципах, на едином информационном,
программном, техническом и технологическом обеспечении.
По мере создания общегосударственной, а также, отраслевых автоматизированных информационных систем необходимость в управлении
информатикой возрастает. Широкое развитие автоматизации, рост выпуска вычислительной техники, появление персональных ЭВМ потребовали создания самостоятельного органа, который бы
возглавил все эти работы в области информатизации в стране. Поэтому в 1986 году был создан
Государственный комитет по вычислительной техники и информатике. На него была возложена ответственность за
проведение единой технической политики, за состояния, развитие и координацию работ в области вычислительной техники, информатики, включая работы, проводимые в рамках сотрудничества с
зарубежными странами.
В России управление информатикой возложено на Комитет РФ по информатизации. Для организации работ в области автоматизации в министерствах и
ведомствах были созданы управления информатикой (управление вычислительной техникой и информатикой). На эти управления возложены разработка и внедрение в деятельность министерств и
ведомств вычислительной техники, разработка отраслевых систем информационного обеспечения.
На предприятиях, в организациях и учреждениях создаются отделы вычислительной техники и информатики, вычислительные центры. Задача отделов и
вычислительных центров – разработка и внедрение автоматизированных систем на предприятиях, в учреждениях. В настоящее время система
государственного управления информатикой выглядит следующим образом:
Комитет РФ по информатизации; управления информатикой министерств и ведомств (управления вычислительной техникой и информатикой);
Территориальные центры информатики (вычислительные цены коллективного пользования);
Отделы вычислительной техники и информатики, вычислительные центры предприятия, организаций и учреждений.
Появление вычислительной техники и
использование ее в народном хозяйстве породили новый вид отношений. Во-первых, это отношение между разработчиками и заказчиками автоматизированных систем.
Во-вторых, это отношения между производителями и пользователями вычислительной техники. В-третьих, это отношения, возникающие в процессе сбора, обработки, хранения и отображения
информации. В-четвертых, это отношения между производителем машинной информации и ее пользователем.
Эти отношения регулируются различными отраслями права. Например, защита авторства на разрабатываемые программные средства регулируются
нормами авторского права. Возникла необходимость создания информационного права – самостоятельной отрасли права, которая бы регулировала все указанные отношения, связанные с
разработкой автоматизированных систем и переработкой информации.
Широкая информатизация нашего общества и порожденные ею новые отношения потребовали создания целостной системы правовых норм, регулирующих
эти отношения.
За рубежом весь массив правовых норм, регулирующих порядок создания и использования информационных систем, основанных на применении
электронно-вычислительных машин, получил название компьютерного права.
Его структура обусловлена степенью компьютеризации государственного управления в той или иной стране, а также общим состоянием научно-технического развития.
выпуском технических средств, не соответствующих потребностям информатизации общества из-за монополии министерств – производителей этой техники; перекосом в распределении
вычислительной техники и недостаточным уровнем развития промышленности. Все эти причины потребовали осуществления серьезных мер, направленных на информатизацию нашего общества.
Наряду с решением вопросов о производстве и внедрении в различные сферы правовой деятельности средств автоматизации,
передачи информации, создании
вычислительных сетей и т.д. в соответствии с концепцией должны решаться вопросы, связанные с нор...