Правовое положение и юридический статус Арктики

    Дисциплина: Юриспруденция
    Тип работы: Реферат
    Тема: Правовое положение и юридический статус Арктики

    Кубанский государственный аграрный университет

    Юридический факультет

    Реферат на тему: «Юридический статус и правовой режим Арктики»

    Выполнил: студент ЮФ 0607 Фруслов Иван

    Краснодар 2009 г.

    Содержание:

    Введение

    Юридический статус и правовой режим Арктики

    2.Правовой режим судоходства в российских арктических водах

    2.1.Правовой режим судоходства во внутренних морских водах

    и территориальном море

    российской Арктики

    2.2.Правовой режим судоходства в исключительной экономической

    зоне Российской Арктики

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    АРКТИКА - часть земного шара, прилежащая к Северному полюсу и ограниченная с юга Северным полярным кругом,

    находящимся на 66°33\' с.ш.; включает окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, Море

    Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское). Площадь Арктики составляет 21 млн. кв. км. На арктическую материковую сушу приходится 8 млн. кв. км, она вся находится под суверенитетом

    арктических государств. Международно-правовой статус Арктики характеризуется следующими особенностями. Арктика разделена на 5 секторов, основанием которых служат северные побережья

    РФ, Канады, США, Норвегии и Дании (о. Гренландия), боковыми гранями - меридианы, соединяющие крайние западные и восточные точки побережий, а вершиной - Северный полюс. Система

    секторов сложилась на основе длительного разграничения прав и интересов соответствующих государств. Это разграничение в 1920-30-е гг. получило всеобщее признание, было закреплено в

    Парижском договоре 1920 г. по архипелагу Шпицберген, решением международного арбитража 1933 г., признавшего спор между Норвегией и Данией о принадлежности Гренландии в пользу Дании. В

    1925 г. об Акрктике был принят закон в Канаде, в 1926 г. - соответствующий акт в СССР. К настоящему времени нет единого многостороннего документа о международно-правовом статусе

    Арктики Российский сектор в Арктике - самый большой. Права России на острова в Северном Ледовитом океане, вытекающие из фактов открытия, давности владения и освоения, были

    провозглашены в 1916г., а затем были подтверждены в Ноте НКИД от 6 ноября 1924 г. в связи с попытками Канады и США закрепиться на о. Врангеля и Герольда. Правовой статус российского

    сектора Арктики. регулируется постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. В соответствии с ним к российской территории относятся все открытые и могущие быть открытыми

    земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, к северу от территории РФ до Северного полюса в пределах между меридианом 32°04\'35\" в.д. и меридианом 168°49\'30\" з.д.

    Исключение составляют лишь восточные острова архипелага Шпицберген, лежащие между 32 и 35° в.д., принадлежащие Норвегии по Парижскому договору 1920г. Правовой статус Северного

    Ледовитого океана соответствует статусу открытого моря, за исключением некоторых районов, в которых в целях общей защиты оборонных интересов арктических государств,обеспечения

    безопасности судоходства и сохранения природной среды сделаны определенные изъятия в пользу прибрежных государств.

    1.Юридический статус и правовой режим Арктики.

    Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации

    и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, что чрезвычайно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом несопредельных к

    Арктике стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с пространственным и ресурсным потенциалом

    Крайнего Севера, на протяжении многих десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

    Такой процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь

    сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем завладенне сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель,

    архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана к той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на

    издаваемых государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а

    также по использованию и охране природных ресурсов.

    К настоящему времени все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти

    - суверенитету

    -того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном,

    - России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях

    Арктики, были приняты лишь Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от

    27 июня

    1925г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь суверенитета и

    юрисдикции. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от

    15 апреля

    1926 г. к территории нашей страны отнесены \"как открытые, так и могущие быть открытыми\" земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса

    в промежутке между меридианами

    32° 04\' 35\" восточной долготы и

    168° 49\' 30\" западной долготы. Коррективы были произведены в

    1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене

    1920г. и признал принадлежащими Норвегаи острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами

    32° и

    35° восточной долготы; а также в

    1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана

    168° 58\' 49,4\" западной долплы.

    Необходимо отметить, что на всеобщее пространство Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке

    претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному

    Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР

    своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.

    Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права,

    относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву

    1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву

    1982 г.

    Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса

    исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отне...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены