Стратегия силового подавления этнополитического конфликта на Северном Кавказе (на примере Чеченской Республики)
Дисциплина: ПолитологияТип работы: Реферат
Тема: Стратегия силового подавления этнополитического конфликта на Северном Кавказе (на примере Чеченской Республики)
Введение……3
Глава 1. Теоретико-методологическая база для изучения этнополитического конфликта:
1.1.
Понятие этнополитического конфликта…..7
1.2.
Природа, причины и сущность этнополитических конфликтов….9
1.3.
Типология этнополитических конфликтов…..16
1.4.
Стратегии правительственного контроля в этнополитическом конфликте:
1.4.1.
Силовой контроль……19
1.4.2.
Посредническое вмешательство……23
Глава 2. Стратегия подавления политического экстремизма в Чеченской Республике:
2.1. Внутренние составляющие чеченского конфликта…..33
2.2. Международные аспекты чеченского конфликта…..36
2.3.
Тактика физического подавления конфликта (анализ эффективности
1-ой
и 2-ой чеченских компаний)…..39
2.4.
Ситуация в Чеченской республике сегодня…..43
Заключение…..47
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Радикальные общественно-политические перемены в России вряд ли могут быть правильно оценены без глубокого анализа этнополитических столкновений между населяющими ее народами.
Распад СССР высветил всю сложность системы межнациональных отношений, заключающей в себе как созидательный, так и разрушительный потенциал.
Многовековой уклад мирного межнационального сожительства и совместного труда, взаимной помощи и поддержки, мудрости в преодолении ссор и обид
оказался вытесненным кровавым противоборством, получившим наименование «этнополитический конфликт». К середине 90-х годов на территории бывшего СССР имелось 180 точек, где
межнациональная напряженность вылилась в столкновения. Треть его территории (7 млн км2) оказалась вовлеченной в территориальный передел.
На охваченной этнополитическими конфликтами территории проживает более 30 млн. человек. Национальная вражда унесла десятки тысяч жизней,
согнала с насиженных мест многие сотни тысяч человек. Эскалация межэтнических противоречий привела к тому, что в ряде случаев внутренние межнациональные конфликты стали выливаться
в межгосударственные. Усилилось кланово-конфессиональное противостояние.
История этнополитических конфликтов настолько длительна, что современные представления, основанные на методах их разрешения в рамках либеральной
цивилизации, отражают лишь ее миг. Это теоретическое положение применимо и к России, прошлое которой оставило нам сложные и запутанные межнациональные проблемы. Например, на
Северном Кавказе нет ни одной территории, ни одного национального образования, которые в последние сто лет не изменили свои географические очертания десять раз
. Отсюда следует, что любой этнополитический конфликт на территории России — явление историческое, обладающее внутренней динамикой, многообразием форм проявления и стадий
развития, меняющимся составом участников. Без преодоления этнополитических конфликтов, без введения их в цивилизованное русло, без создания культуры разрешения таких конфликтов
прочное российское государство невозможно. Не будет преувеличением сказать, что это — один из центральных вопросов политики России в осуществлении коренных социально-экономических
и политических преобразований в обществе.
Этнополитические конфликты, ведущие к распаду полиэтнических государств и утрате правительственной монополии на легитимное принуждение, - важный
аспект изучения социального контроля этнического насилия. От эффективности контроля зависит успех модернизации. На первый план выходят проблемы причин насильственного
этнополитического конфликта. От комплексного анализа микро-, мезо-, и макроуровневых условий этнополитического конфликта и его типов зависит оценка адекватности правительственных
стратегий сдерживания этнического насилия.
Степень научной разработанности темы.
В отечественных и зарубежных научных изданиях последнего деся
тилетия опубликованы сотни и сотни материалов, посвященных анализу
причин этнополитического конфликта и его управления. Конфликт на
этнонациональной почве стал предметом исследования этнологов, исто
риков, политологов, правоведов, социологов, конфликтологов, регионоведов, психологов, философов и представителей других отраслей зна
ния
Социокультурная парадигма анализа политической реальности формировалась в течение второй половины ХIХ - ХХ вв. в рамках социологии культуры (М. Вебер, Э. Дюркгейм), культурной
антропологии (А. Кребер, Б. Рут,
П.П. Эванс-Причард), системно-функциональной теории (Т. Парсонс и Р. Мертон), теории символического интеракционизма (Д. Мида), и нашла своё отражение в трудах
зарубежных политологов Г. Алмонда, С. Вербы, Ж.-М. Денкэна, М. Догана, Л. Пая.
В отечественной политической науке в последние три десятилетия сформировалось собственное социокультурное направление в изучении политики. Ученые К.С.
Гаджиев, А.И. Соловьев, Ю.С. Пивоваров, объясняют специфику российского политического процесса через культурные детерминанты, которые определяют строение, механизмы развития и форму
политических явлений.
Среди классиков западной общественной науки, внесших наиболее значительный общетеоретический вклад в разработку методологических основ
этнополитических процессов и проблем национализма, являются Б. Андерсон, О. Бауэр, Э. Геллнер, Д. Горовиц, Т. Гурр, У. Коннор, М. Манн, Дж. Ротшильд, Р. Ставенхаген, Э. Хобсбаум и
др.
В 1970-1980-е гг. значительную долю отечественных исследований в области национально-этнических отношений составляла критика зарубежных
теоретических концепций, что позволило советской научной общественности ознакомиться с состоянием конфликтологического знания в зарубежных исследованиях. Следует назвать, прежде
всего, работы В.С. Агеева, Г.М. Андреевой, И.С. Кона, С.К. Рощина, Г.У. Солдатовой, П.Н. Шихирева, А.К. Уледова и др.
В дальнейшем отечественная этническая конфликтология сложилась из нескольких школ и направлений, существовавших к концу 1980-х гг.:
Во-первых, это историки и этнографы, изучавшие этнические конфликты в зарубежных странах и накопивших немалый объем эмпирических знаний об этнических, этнорасовых и
этноконфессиональных конфликтах в разных странах мира. Это работы Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, В.И. Козлова, С.Я. Козлова, С.И. Королева, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н.
Чебоксарова и др.
Во-вторых, это специалисты в области национальных отношений советского периода, которые обратились к изучению этнических конфликтов в силу
резкого нарастания этнической напряженности и актуализации многих ранее латентных этнических конфликтов в обществе. В этом ряду необходимо назвать имена Ю.В. Арутюняна, Э.А.
Баграмова, Т.Ю. Бурмистровой, М.Н. Губогло и др.
В-третьих, это психологическая ветвь отечественного обществоведения. В постсоветский период многие из представителей психологического
знания в этнологии внесли ценный вклад в развитие этнической конфликтологии, в исследование динамики этнических конфликтов, выработку мер по снижению этноконфликтной напряженности и
постконфликтной реабилитации (А.О. Бороноев, А.Х. Гаджиев, А.Ф. Дашдамиров, В.Н. Павленко, П.И. Смирнов и др.).
В-четвертых, это сформировавшееся со второй полов...