ООН в системе международных организаций
Дисциплина: ПолитологияТип работы: Реферат
Тема: ООН в системе международных организаций
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ
НАЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ОЗЮМЕНКО Сергей Владимирович
РЕФЕРАТ
1999
СОДЕРЖАНИЕ
TOC o \"1-1\"
ВВЕДЕНИЕ
..........................................................................................
PAGEREF _Toc470452396 h
ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
.............................................................
PAGEREF _Toc470452397 h
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
....................................................................
PAGEREF _Toc470452398 h
ДРУГИЕ ОРГАНЫ ООН
......................................................................
PAGEREF _Toc470452399 h
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
......................................................................................
PAGEREF _Toc470452400 h
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
...................................................
PAGEREF _Toc470452401 h
ВВЕДЕНИЕ
Международная организация – это организация, учреждённая договором государств-членов, которые придали ей статус международной организации. Так, в конвенции о
физической защите ядерного материала говорится, что «…организация состоит из суверенных государств и обладает компетенцией в области ведения переговоров, заключения и применения
международных соглашений»
. Полномочия организаций закрепляются уставом, но, так как это не всегда возможно сделать достаточно полно, в связи с многообразием международной жизни получила признание
концепция
“implied powers”
Виды организаций можно определить по ряду критериев. В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или ограниченного состава. Всеобщие
(универсальные) организации потенциально рассчитаны на участие всех государств. К таким организациям относятся организации системы ООН – сама ООН и связанные с нею соглашениями около
15 специализированных учреждений: Всемирная торговая организация, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, Всемирный почтовый союз, Международный банк реконструкции и
развития и другие. Но тем не менее сегодня даже в ООН некоторые государства не участвуют по разным причинам.
В зависимости от характера компетенции организации делятся на обладающие общей и специальной компетенцией. В первом случае компетенция не ограничена какой-либо
одной сферой сотрудничества. Ярким примером служит Организация Объединённых наций, которая может рассматривать практически любую международную проблему, кроме тех конкретных вопросов,
которые относятся к компетенции её специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе
принимать обязательные решения, ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций. Исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который, во имя обеспечения мира, в
определённых случаях может принимать юридически обязательные решения.
Организация Объединённых наций является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании которого ей принадлежит важная роль. Её Устав был первым
актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка. В связи с этим Устав ООН иногда называют конституцией международного сообщества. ООН является именно
межправительственной организацией, что ограничивает её возможности в принятии далеко идущих решений. Следовательно, можно считать, что со временем в систему её органов будет включена
Парламентская ассамблея. На сегодняшний же день её
главными органами являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
Генеральная ассамблея – это наиболее представительный орган ООН. Он обладает самой широкой компетенцией. Широта компетенции Ассамблеи проявляется, главным
образом, в праве обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава. Кроме того, она может обсуждать вопросы, относящиеся к полномочиям любого органа ООН. В результате рассмотрения
она делает рекомендации как своим членам, так и своим органам, включая совет безопасности. Для всех органов ООН, кроме Совета Безопасности и Международного Суда, такие рекомендации
являются обязательными, так, в ст.66 Устава ООН говорится: «Экономический и Социальный Совет осуществляет такие функции, какие входят в его компетенцию, в связи с выполнением
рекомендаций Генеральной Ассамблеи»
Исключение из этого правила предусмотрено в ст. 12: «…Генеральная Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации,
если Совет безопасности не запросит об этом»
. Здесь имеются ввиду вопросы, относящиеся к поддержанию мира и безопасности. Кроме определения общей компетенции Ассамблеи Устав конкретно указывает наиболее важные направления
её деятельности. Ассамблея имеет право рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принципы разоружения, и делать соответствующие рекомендации членам
и Совету Безопасности. Ассамблея может обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира, поставленные перед ней не только членами или Советом Безопасности, но и
государствами-нечленами.
Ассамблея может рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между
государствами. Сюда относятся и ситуации, возникающие в результате нарушения положений Устава, излагающих цели и принципы.
СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
Совет Безопасности занимает уникальное положение не
только в ООН, но и во всей системе международных организаций. Его уникальность состоит в том, что на него возложена главная ответственность за поддержание мира и
безопасности. Несмотря на то, что Совет – орган ограниченного представительства (менее одного процента общего числа членов ООН), в соответствии с Уставом, «для обеспечения быстрых и
эффективных действий Организации Объединённых Наций её Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в
том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени»
. Решения Совета по определённым вопросам обладают юридически обязательной силой. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что Совет является главным исполнительным органом
ООН. Если в результате обсуждения Ассамблеей вопроса, относящегося к поддержанию мира, окажется необходимым предпринять действия, то такой вопрос передаётся Совету
Безопасности.
ООН «…обеспечивает, чтобы государства, которые не являются её Членами, действовали в соответствии с этими [Устава] Принципами, поскольку это может оказаться
необходимым для поддержания международного мира и безопасности»
К компетенции Совета отнесена подготовка планов регулирования вооружений. Ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Так, в соответствии с Уставом
Организации Объединённых Наций, «Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или реша...