Новые политические институты России конца XX-начала XXI вв.
Дисциплина: ПолитологияТип работы: Реферат
Тема: Новые политические институты России конца XX-начала XXI вв.
Вступление
Модернизация политической системы Российской Федерации идет с конца 80-х годов ХХ-го века. За этот период в политической системе появилось много новых институтов, таких, как
Госсовет, Молодежный парламент. Недавно была организована партия «Патриоты России» (съезд проходил 9 апреля 2005 года в Москве).Основы политической системы были разработаны Л. фон
Берталанфи, Талкоттом, Т. Парсонсом, Г. Алмондом, Д. Истоном, Дойчем, Урдом, Макридисом, П. Шараном и другими выдающимися политологами. Из российских исследователей, которые
занимались в данной отрасли можно выделить Михаила Анохина, Олега Шаброва, Г. Субманяна, А.А. Богданова и других.
Из всех институтов мы сфокусируем внимание на институте полномочного представительства Президента, общественной палате и избирательной системе России. Это связано с тем, что эти
институты на мой взгляд оказывают наибольшее влияние на функционирование политической системы в целом как таковой и другие стороны общественно-политической жизни, и уже есть некоторые
ощутимые результаты их функционирования.
Цели и задачи:
Целью является анализ некоторых институтов, которые появились в политической системе России в конце
, начале
вв.
Вступление
Задачами курсовой работы являются:
Проанализировать институт полномочных представителей Президента России в федеральных округах, определить перспективы функционирования данных институтов в дальнейшем.
Исследовать процесс формирования общественной палаты в Российской Федерации, сделать прогноз относительно ее эффективности для политической жизни России.
Задача – показать по каким направлениям трансформируется избирательная система России и какое это имело значение для политического процесса.
Глава І «Институт полномочных представителей Президента»
Понятие политический институт обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные
в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество
организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то
социальных групп или общества в целом. Словом, политический институт это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью
материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии суть политические институты. В отличие от социальных
политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов;
выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать
возникающие социальные и политические конфликты.
Каждый политический институт, будь то учреждение государственной власти или общественно-политическое объединение, обладает специфическими элементами.
Глава І «Институт полномочных представителей Президента»
К ним относятся оформленные цели (круг вопросов, составляющих сферу его деятельности), функции и роли, вытекающие из целей, средства (материальные, символические или идеальные),
учреждения, санкции, применяемые как к субъектам носителям институциональных функций, так к людям и объединениям, являющимся объектом воздействия института. Политические институты,
как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в
данной исторической ситуации.
В данной работе предлагается начать рассмотрение проблематики с полномочных представителей президента РФ. Феномен представительства существует на протяжении всех этапов развития
человеческого общества, имеет место во всех сферах социальной жизни и на всех уровнях ее организации. Особое место в общественной организации принадлежит политическому
представительству. Политическое представительство в современном демократическом обществе образует сложную многоступенчатую структуру и присутствует при образовании и функционировании
практически всех институтов политической системы. Что касается
института полномочных представителей Президента России в федеральных округах, то можно сказать, что соответствующий закон еще не принят. После отклонения проекта в
2000 году, все взаимодействия
института строятся на нормативных актах, принятых Президентом либо регулируются постановлениями правительства.
Глава І «Институт полномочных представителей Президента»
Для оптимизации деятельности нового института было
сформировано Главное территориальное управление Президента РФ. Оно было сформировано 3 июня 2000 г. на базе ликвидированных Территориального управления Президента
РФ, Управления Президента РФ по
координации деятельности полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ,
Управления Президента РФ по вопросам местного самоуправления. Положение об управлении было утверждено 9 ноября 2000 г. В соответствии с ним основными задачами управления
являются:
- информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации национальной и
региональной политики Президента РФ;
- обеспечение взаимодействия Президента РФ с органами государственной власти субъектов РФ и
органами местного самоуправления;
- обеспечение взаимодействия Президента РФ с полномочными представителями Президента РФ в
федеральных округах и организационное обеспечение их деятельности и др.
В 2000 году администрацией президента РФ Владимира Путина была инициирована реформа федеративных и муниципальных отношений (федеративная реформа).
Глава І «Институт полномочных представителей Президента»
В общественном сознании реформа была сопряжена с выстраиванием нового механизма управления - \"вертикалью власти\" - и внесением \"антифедеративных\" поправок в Конституцию
Российской Федерации, хотя официально было декларировано, что реформа осуществляется исключительно в рамках действующей Конституции 1993 г.
Декларируемыми целями построения \"вертикали власти - 2000\" были:
- унификация политического пространства Российской Федерации;
- унификация правового пространства РФ;
- защита прав и интересов граждан.
Фактически, к недекларируемым (теневым) целям реформы следует отнести:
- ослабление политической зависимости Кремля от региональных лидеров;
- усиление экономической зависимости региональных лидеров от федеральной власти и близких к ней финансово-промышленных групп (олигархических группировок);
- исключение региональных лидеров как фактора влияния на кадровую политику в силовых (правоохранительных) и фискальных структурах (регионального уровня);
- нейтрализация влияния федеральных политических структур, созданных в разное врем...