Наука в системе власти
Дисциплина: ПолитологияТип работы: Реферат
Тема: Наука в системе власти
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА
Кафедра истории, философии и политологии
РЕФЕРАТ
на тему
«Наука в системе власти»
Выполнил
аспирант
ХХХХХХХХХ
2006 г
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассматривается актуальная проблема взаимоотношения науки и власти. В настоящее время он становится все более актуальным в связи с быстро развивающимися
технологиями, способными как уничтожить, так и продлить жизнь человечества.
Одним из определяющих факторов дальнейшего пути человечества является грамотное, гуманное использование научных достижений. И в этом выборе не последнюю роль играет
власть.
Так же рассматривается влияние позиции власти по отношению к обществу и науке, на свободу творчества ученого.
Включен раздел, рассматривающий политическую философию, как единство между наукой и властью.
Работа включает семь разделов, введение и заключение.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
Введение
...................................................................................... 4
1. Роль науки и техники в развитии общества
............................ 5
2. Сущность власти
.................................................................... 10
3. Сущность науки по отношению к власти..
............................ 12
4. Политическая философия, как единство между
наукой и властью
....................................................................... 15
5. Власть в науке и власть в государстве
................................... 17
6. Взаимосвязь науки и экономики
........................................... 21
7. Наука и власть в контексте современного
государства
........ 24
Заключение
................................................................................. 27
Список использованных источников
........................................ 28
ВВЕДЕНИЕ
Сколь разнообразна, привлекательна, непредсказуема и нередко беспощадна, а порой и бессильна реальная власть, столь же разнолики описывающие, анализирующие и исследующие ее
области науки.
Власть и наука – это те институты современной цивилизации, от которых в огромной степени зависит динамика процессов развития, как общества, так и государства. Наука зависит от
ее взаимоотношений с властью, а власть зависит от ее взаимоотношений с наукой. И эта связь науки и власти является довольно сложным и многозначным процессом. Это происходит из-за
того, что эти понятия всегда связаны и часто представляют из себя одно и то же. Но, тем не менее, есть точки, когда эти явления противоположны, противоречат друг другу. Например,
когда Гитлер отверг квантовую физику Эйнштейна, как неарийскую, а в СССР археология была объявлена буржуазной, отжившей свое наукой, так как побуждала людей вспоминать о прошедшем.
Однако само взаимодействие науки и власти, тем не менее, остается чем-то единым.
Умелое и разумное властвование с опорой на науку, расчет, прогнозы способно приносить глубокое нравственное и даже эстетическое удовлетворение, радость не только властителям, но
и подвластным, побуждать и тех и других к новым совместным общественным делам и свершениям.
РОЛЬ НАУКИ И ТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
В наше время существенно возрастают требования к технике, к изделиям промышленности, резко растут объемы производства и серийность изделий. Поэтому главной особенностью развития
техники становится его связь с наукой. Появился огромный комплекс технических наук - прикладных областей науки, связанных с различными отраслями техники. Более того, в последнее время
значительная часть технических и технологических инноваций является воплощением новых научных результатов. Резкое увеличение влияния науки и техники на развитие общества, появление
глобальных проблем, связанных с беспрецедентным ростом производительных сил, количества людей на планете, возможностей современной техники и технологии, привели к формированию нового
инженерного мышления, основой которого являются ценностные установки личности и общества. Несмотря на многообразие отраслей техники и инженерных специальностей, есть нечто общее, что
объединяет все виды инженерной деятельности – это техника, направленность на практическую пользу.
Наука непосредственно взаимодействует с обществом, а власть является составной общества по этому необходимо дать понятие науки, техники, а также рассмотреть роль науки в
обществе.
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого
информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в
большей мере– методов его получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.
Такими науками и являются теория познания (гносеология, эпистемология), методология, социология науки, психология научного творчества и др.
Будучи детерминирована в конечном счете общественной практикой и ее потребностями,
наука вместе с тем развивается по своим собственным закономерностям. Среди них – преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний и новых), чередование
относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции), сложное сочетание процессов – дифферен-циации (выделение
всех новых научных дисциплин) и интеграции (синтез, знания, объединение «усилий» ряда наук и их методов), углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации,
теоретизации и диалектизации современной науки, усиление ее роли во всех сферах жизнедеятельности людей и социального значения и т. д.
Бурное развитие науки в
в., укрепление ее взаимосвязей с техникой, со всеми другими сферами общественной жизни и т. п. породили различные, порой полярные, оценки самой науки и ее возможностей со стороны
философов, социологов, ученых специалистов. Так, например, М. Вебер считал, что позитивный вклад науки в практическую и личную жизнь людей состоит в том, что она разрабатывает,
во-первых «технику овладения жизнью» – как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых, методы мышления, ее «рабочие инструменты» и вырабатывает навыки обращения с ними. Но,
согласно Верберу, науку не следует рассматривать как путь к счастью, потому что она не дает ответа на вопросы: что нам делать?, как нам жить?, есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл
существовать в этом мире? и т. п.
Разделяя всецело позиции рационализма и научности, К. Поппер считал очень опасным для человеческой цивилизации «восстание против разума» со стороны «иррационалистических
оракулов». Причины столь модного и в наши дни «интеллектуального расстройства» он усматривал в иррационализме и мистицизме и отмечал, что если эту «интеллектуальную болезнь» не
лечить, она может представить некоторую опасность своим воздействием на сферу социальной жизни. Кроме того, что...