Ближнее зарубежье - сфера жизненных интересов России
Дисциплина: ПолитологияТип работы: Реферат
Тема: Ближнее зарубежье - сфера жизненных интересов России
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МГИМО (У) МИД РФ
Факультет Политологии
Кафедра сравнительной политологии
Выпускная квалификационная работа по программе «Бакалавр» на тему:
«БЛИЖНЕЕ ЗАРУБЕЖЬЕ – СФЕРА ЖИЗНЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
РОССИИ»
Выполнил:
студент 4 курса ФП 2 ак. группы
Чижов Антон
Научный руководитель:
кандидат политических наук,
доцент
Пономарева Е.Г.
МОСКВА, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. УКРАИНА………………………………………………………….7
ГЛАВА 2. БЕЛОРУССИЯ……………………………………………………..19
ГЛАВА 3. ЛАТВИЯ…………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………48
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ…………………………………………………………50
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и цели
: С распадом Советского Союза и выходом 15 бывших советских республик, равно как и почти десятка других государств Центральной и Восточной
Европы, из «социалистического лагеря» по континенту прокатилась небывалая волна «парадов суверенитетов», которая была еще и тем примечательна, что все его
участники смогли пережить этот мучительный процесс в течение двух-пяти лет. Казалось бы, по прошествии этого времени на востоке Европы должны были появиться стабильные демократические
режимы с регулярной сменой властных элит в ходе прямых, всеобщих, тайных и равных выборов. Как показала практика, все обстоит тем сложнее, насколько превратней была историческая
судьба у новых государств. Более всего болезненно этот процесс трансформации переживали Украина и Беларусь, народы, находящиеся в ближайшем родстве с основным этносом, проживавшим на
территории Советского Союза и многими в советских республиках, как например, в Латвии и Эстонии, принимавшимся практически в штыки – русским народом. Налицо были две разные картины
мира: одна предполагала тесные многовековые родственные связи, другая – желание освободиться и жить самостоятельно. Надо сказать, что и у России были схемы того же рода: одна такая
же, как в первом случае, а другая – совершенно иная, постимперская, оставшаяся в наследство от советской империи, при всей условности, даже скорее рудиментарности и атавистичности
форм. Из-за этого и у той и у другой стороны в ходе взаимодействия возникало и возникает множество проблем, однако вряд ли возможно произвести текущую редакцию такого рода
стереотипов, удалив ненужные, мешающие жить и создав новые, сугубо добрососедские и терпимые друг к другу.
Необходимо принимать во внимание, что такие страны, как Украина, Белоруссия, и Латвия являются ближайшими соседями Российской Федерации на европейском направлении,
следовательно, входят в сферу её жизненных интересов, будь то экономические выгоды или политическая стабильность. Укрепление межгосударственных отношений может оказать благотворное
влияние на развитие молодых демократий, в то время как обострение противоречий и намеренная эскалация конфликтных ситуации может привести к непредсказуемым губительным результатам
внутри посткоммунистических стан.
Выбранные для анализа в данной работе государства (Украина, Белоруссия, Латвия) являются яркими примерами крайне полярного отношения к России. В Украине недавно прошла, так
называемая, «оранжевая революция», что, несомненно, отразилось на проводимой в отношении Российской Федерации политике – на данный момент довольно трудно определить как поведет себя
это государство, следовательно, российским политикам и дипломатам предстоит нелегкая задача по урегулированию возникших конфликтов и проблем и налаживанию дружественных отношений
между нашими странами, дабы не потерять в лице Украины важного стратегического и экономического партнера.
Что касается Белоруссии, то, пожалуй, можно утверждать, что эта страна в долгой перспективе остается, несмотря на редко возникающие несогласованности, одним из приоритетных
союзников России на постсоветском пространстве. Из этого следует, что необходимо разработать и всесторонне проанализировать возможные пути совместного развития, дабы наиболее
эффективно использовать данное взаимовыгодное сотрудничество. Представляется разумным выработать варианты решения возникших проблем между Россией и Белоруссией, если таковые
обнаружатся в ходе данного анализа.
Следующий не малоинтересный для России блок стран представляют Латвия, Литва и Эстония. Представляется возможным объединить эти государства в один блок, так как они во многом
выбрали схожий путь развития после распада Советского Союза. С определенной долей уверенности можно утверждать, что свои интересы они в первую очередь связывают с развитием процесса
европейской интеграции и укрепление трансатлантических отношений. Российскую Федерацию не может не беспокоить такое развитие событий, хотя бы в силу того, что на территории этих стран
проживает огромное количество российских граждан, защита интересов и свобод которых в последнее время требует все большего внимания со стороны российских властей.
Таким образом, страны ближнего зарубежья за последнее десятилетие превратились в некий «оазис холодной войны», за который идет хоть и не открытая, но постоянная борьба между США
и Европейскими государствами с одной стороны и Российской Федерацией с другой. И в большей мере от того, как успешно Россия сумеет построить свою кампанию на этом рубеже, зависит не
только её экономическое благополучие, но и её политические значимость и вес во всем мире.
Исследование состоит из трех глав, посвященных анализу, диагностике, прогнозированию и составлению практически-политических рекомендаций по каждому из основных аспектов
внутриполитической и внешнеполитической жизни исследуемых стран в свете представительства российских интересов
Задачи:
определить структуру, содержание, ключевых акторов, основные факторы, особенности динамики и новейшего развития политической системы стран ближнего зарубежья;
сформулировать гипотезы возможного развития событий на межгосударственном уровне и оценить их с точки зрения возможности увеличения представительства, сохранения
status
или нанесения ущерба национальным интересам России и её интересам в частности;
с помощью выбранного методологического подхода и методов сбора данных и обработки информации структурировать проблемно-политическую ситуацию (ППС);
на основе верифицированных гипотез сделать выводы о развитии ситуации и о возможных изменениях в уровне представительства интересов России в странах ближнего зарубежья;
дать практические рекомендации с целью максимального учета интересов России в странах ближнего зарубежья.
УКРАИНА
Целью данной главы является, показать, что представляет собой современная политическая система Украины, каковы возможные точки влияния на эти расклады в пользу максимально
полного представительства российских интересов в Украине и каковы возможные варианты развития событий в среднесрочной перспективе, а также каковы возможности и вызовы для России при
реализации подобных сценариев
Ситуация, создавшаяся с началом президентской предвыборной гонки в Украине в июле пошлого год...