Труд и развитие личности школьника

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Труд и развитие личности школьника

    МПУ им. Крупской

    Реферат по психологии на тему:

    “Труд и развитие личности

    школьника”

    Выполнил:

    студент 41 группы ФТП

    КОСТЫНЕНКО

    Д. А.

    МОСКВА 1995 г.

    План.

    1. Психология и трудовое воспитание.

    2. Труд и всестороннее развитие личности

    3. Психологические особенности трудовой деятельности школьников.

    4. Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание.

    5. Роль и место педагога в трудовом воспитании школьников.

    6. Список литературы.

    1. Психология и трудовое воспитание

    Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении

    принадлежит психологической науке.

    В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных

    этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений. Психологическая наука накопила немало ценных

    фактов, использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и производственного труда школьника, более полно использовать резерв его личности, обеспечить в

    трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную ценность. О возможностях психологии в области трудового обучения и воспитания многое говорит сам перечень изучаемых

    ею проблем. Назовем некоторые из них.

    Прежде всего здесь следует выделить проблему главного психологического “ядра” в трудовой подготовке школьников. Такое “ядро”, как показали исследования Т. В. Кудрявцева, Э. А.

    Ферапоновой и других психологов, составляют формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного

    труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределении школьников. Поскольку

    творчество является наиболее значительным проявлением человека, психологи ищут оптимальные пути и способы приобщения школьников к творческому труду.

    Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду, как главной

    ценности.

    Много внимания психологи уделяют изучению психологического содержания трудовой деятельности профессионалов и составлению на этой основе профессиограмм.

    Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими целями для объяснения механизмов эффективности тех или иных способов обучения и воспитания для

    предсказания результатов их применения. В качестве такого механизма могут выступать мотив, потребность, интерес, самооценка.

    Многие психологические знания используются в целях объединения психологически сходных трудовых целей и способов действия, а также способов обучения и воспитания.

    Педагогу необходимо усвоить общие закономерности развития личности. Личность формируется под влиянием воспитания, социализации и самовоспитания. Личность - результат

    взаимодействия внешних влияний с внутренними условиями индивидуума, к которым относятся его направленность, способности, характер и другие личностные свойства.

    Познакомимся с тем, как психологи исследуют психологическое содержание трудового воспитания, в частности, формирование всесторонне развитой личности средствами труда. По каким

    показателям судит психолог об изменениях, происходящих в облике личности под влиянием труда? Прежде всего по действиям и поступкам человека, по изменению производительности его труда,

    по отношению к труду, к своему коллективу, по сдвигам в его потребностях, интересах, самооценке и притязаниях

    Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляются в продуктах его деятельности. Как школьник реагирует на неудачи и успехи в труде, на

    оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.

    Наиболее распространенными методами исследования психологических проблем трудового воспитания являются наблюдения, эксперимент, опрос, тесты. С помощью наблюдений изучаются

    важные в любом виде труда черты характера: внимательность, самостоятельность, аккуратность и ряд других. Используется оно также для исследования взаимоотношений в детском

    коллективе.

    Богатым источником психологических знаний является

    эксперимент. Однако его использование связано большими трудностями. во-первых, изменения в личности происходят постепенно, а исследователь не всегда располагает

    временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.

    В результате проведенного эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес детей к труду. Другой разновидностью эксперимента

    является разработанная методика самооценивания через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения человеку не безразличны: он ими доволен или не доволен, успокаивается или

    начинает беспокоиться.

    Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления сдвигов в этом отношении при переходе к другим видам

    деятельности, например, от учебной к трудовой. Для этого испытуемым предлагается сравнивать свои успехи с успехами других учащихся.

    Таким образом, каждый оценивал не только других, но и самого себя, так как одних учащихся он располагал впереди себя. Но это самооценивание проводится не прямо, а косвенно. На

    основе ответов испытуемых затем определяются ранговые места испытуемого по самооценке.

    Для выявления основных тенденций в исследуемом поведении (например, типичных мотивов трудовой деятельности или выбора профессии, престижности различных профессий среди детей

    одного и того же возраста и др.) широко используется анкетирование, успех которого зависит от компетентности составителя анкеты в изучаемой проблематике. Например, при изучении

    основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощью закрытой анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду. Для этого изучается литература по

    психологии детского труда. В анкете предусматривается возможность самостоятельного ответа по заданному вопросу.

    В ряде случаев в анкету включается шкала полярных баллов, которая требует оценки привлекательности для опрашиваемого того или иного условия труда или профессии.

    Предлагаемая шкала: “очень нравится” - “6”, “нравится” - “5”, “больше нравится, чем не нравится” - “4”; “больше не нравится, чем нравится” - “3”; “не нравится” - “2”; “очень

    нравится” - “1”.

    При анкетировании очень важно обеспечить искренность ответов опрашиваемых. Это достигается продуманным инструктажем, в котором называется цель исследования

    и его научная важность, а также гарантируется конфиденциальность.

    Но недостатком анкет является то, что полученные с их помощью данные допускают дифференциированного анализа, чт...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены