Развитие связной речи у детей с диагнозом ОНР (Общее недоразвитие речи)

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Развитие связной речи у детей с диагнозом ОНР (Общее недоразвитие речи)

    Петроградский район

    детский сад №15

    Программа

    по развитию связной речи

    в подготовительной группе с диагнозом

    «Общее недоразвитие речи»

    логопед Т

    Панарина

    Санкт-Петербург

    1996 год

    Оглавление

    TOC o \"1-2\"

    Пояснительная записка

    .........................................................................................................

    GOTOBUTTON _Toc368377394

    PAGEREF _Toc368377394 5

    Программа по развитию связной речи

    в подготовительной группе по кварталам

    .........................................................................

    GOTOBUTTON _Toc368377395

    PAGEREF _Toc368377395 9

    Примерная карта обследования состояния

    связной устной речи у детей с диагнозом

    «Общее недоразвитие речи»

    ................................................................................................

    GOTOBUTTON _Toc368377396

    PAGEREF _Toc368377396 13

    Список литературы

    ..............................................................................................................

    GOTOBUTTON _Toc368377397

    PAGEREF _Toc368377397 17

    Пояснительная записка

    К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,

    имеющими общее недоразвитие

    речи, относится формирование у них связной, устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи

    Формирование связной, устной речи необходимо для наиболее полного

    преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе

    В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы

    Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта

    Основные характеристики

    связного развернутого высказывания

    тематическое и структурное единство

    адекватность содержания поставленной коммуникативной

    задаче

    произвольность, плановость и

    конспективность изложения

    логическая завершенность

    грамматическая

    связность

    Логопедическая практика показывает

    что у детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи

    что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической

    лексической

    грамматической стороны речи

    Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны

    нарушения логической последовательности повествования

    нарушение связности

    пропуски смысловых звеньев

    незавершенность микротем

    возвращение к ранее сказанному

    длительные паузы на границах фраз

    отчетливо выражены лексические затруднения

    бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов

    пропуски слов

    дублирование элементов фразы

    ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

    Дополнительные трудности в овладении связной речью связаны с наличием у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия,

    внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

    Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева,

    Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.). Но все-таки вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся

    конкретные формы и приемы обучения связной речи дошкольников-шестилеток с общим недоразвитием речи.

    Создать свою систему обучения детей-шестилеток связной устной речи в специализированном речевом детском саду меня побудило

    Отсутствие методических разработок и программ по обучению связной речи, как особо функционально-смыслового вида всей речевой системы у детей с ОНР.

    Отсутствие у детей логопатов содержания для речи, их небольшой

    жизненный опыт и общее недоразвитие речи во всех ее компонентах - фонетике, лексике, грамматике.

    Отсутствие социально-бытовых условий жизни и воспитания ребенка, которые тормозят развитие связной речи, ибо зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они

    живут и общаются, очень велика.

    Большой объем накопленного мной практического материала по развитию связной речи в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

    Моя система работы по развитию речи детей-шестилеток с общим недоразвитием речи помогает ребенку приобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения, понятия,

    мысли. Система направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагает свободное овладение словарем и

    грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать,

    сопоставлять, анализировать. Проводимая мною работа по развитию связной речи по этой системе помогает детям овладеть данным видом речевой деятельности

    учит детей строить связные высказывания), т.к. без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.

    Программа развития связной речи у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи должна использоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она

    осуществляет основной принцип обучения

    постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в

    норме.

    В подготовительной группе необходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи.

    Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей, и следовательно, обучение

    данному стилю речи носит коррекционно-развивающий характер. Поэтому обучение этому стилю речи разделено поквартально и идет по трем основным направлениям

    Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом

    сложных конструкций.

    Игры, упражнения в диалогической речи,

    включение в разговор развернутых, подробных фраз.

    Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

    Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения

    рассказы детей по готовому образцу

    рассказы по восприятию;

    рассказы по памяти;

    рассказы по воображению

    Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности

    Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят

    Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков

    Последовательность

    Широкое использование словаря, оборотов,

    синонимов,

    антонимов и т.д.

    Правильный ритм, отсутствие длительных пауз

    Культура изложения в широком смысле слова

    правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,

    интонационная выразительность речи,

    достаточная громкость,

    отчетливость произношения.

    Формы организации обучения связной речи в подготовительной группе с детьм...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены