Психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании

    МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    УНИВЕРСИТЕТ

    РЕФЕРАТ

    ПО ПЕДАГОГИКЕ

    Психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании

    Студентка:

    Гойтина Ю.В.

    Факультет:

    информатика

    21 группа

    Преподаватель:

    Климова

    Татьяна Егоровна

    Магнитогорск, 2000г.

    С О Д Е Р Ж

    А Н И Е

    ВСТУПЛЕНИЕ

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ

    КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И

    РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

    (12)

    КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА: УЧИМ ИЛИ ИГРАЕМ?

    (16)

    КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    (23)

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

    (31)

    ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ

    ПРОГРАММ

    (32)

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    (33)

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    (34)

    ВСТУПЛЕНИЕ.

    Актуальность психолого-педагогических проблем компьютеризации обучения значительно возросла. На первом этапе

    школьной компьютеризации решались в основном задачи, связанные с материально-техническим обеспечением, разработкой учебных программ и методических пособий,

    подготовкой преподавательских кадров. Этот этап характеризуется осознанием того, что отставание в области компьютерного обучения недопустимо. Однако недостаточность средств

    препятствовала немедленному решению поставленных задач в полном объеме. Многие важные проблемы отодвигались на второй план или решались путем вынужденного компромисса (примером может

    служить «безмашинный» вариант обучения).

    По мере создания материально-технической базы все острее вставали вопросы, связанные с разработкой психолого-педагогических основ компьютерного обучения. Выяснилось, что их

    недооценка может привести к весьма серьезным последствиям. Вместо навыков и желания работать с ПК может возникнуть устойчивое психологическое «отталкивание», потеря у учащегося интереса

    к самостоятельному получению знаний, пассивность мысли, инертность и др.

    Важно обеспечить опережающее развитие теории, обосновать и верифицировать оптимальные способы применения ПК в обучении.

    Одно из наиболее важных направлений работы связано с применением компьютерных игр. Соединение эмоциональной привлекательности, которое присуще игре, и

    аудиовизуальных, вычислительных, информационных и др. возможностей ВТ несет в себе большой дидактический потенциал, который может и должен быть реализован в школьной практике.

    Игра занимает наибольший удельный вес

    в общении учащихся с машиной. Знакомясь с устройством ПК и приступая к изучению языка программирования, школьники, прежде всего, спрашивают, нельзя ли будет

    поиграть

    подобные факты для многих учителей оказываются неопровержимым аргументом в пользу игр.

    Достоинства компьютерных игр связывают, прежде всего, с повышением мотивации к деятельности. Подчас и сам ПК рассматривается учащимися (особенно

    в младшем школьном возрасте) как игрушка, которая вместе с новизной теряет и свою привлекательность.

    но нередко идет им в ущерб: происходит

    подмена этих целей чисто игровыми.

    По своей дидактической направленности наиболее распространенными и действенными оказались игры, предназначенные для контроля и оценки знаний и

    умений учащихся. Определенные успехи достигнуты при обучении дошкольников и младших школьников: имеется, например, ряд обучающих программ, позволяющих ознакомить детей этого возраста с

    понятием баз данных и языками запроса к ним, освоить клавиатуру и т.д. Создано также немало компьютерных игр, которые успешно применяются для формирования навыков чтения, письма и

    счета.

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ.

    Можно выделить 3 группы психолого-педагогических проблем компьютерного обучения. К первой относятся проблемы теоретико-методологического характера,

    ко второй – связанные с разработкой технологии обучения, к третьей – с проектированием обучающих программ.

    В постановке и решении проблем каждой из выделенных групп применительно к компьютерным играм имеются свои особенности. Так, помимо пересмотра и уточнения многих традиционных

    понятий педагогической психологии и дидактики решения проблем, отнесенных к первой группе, предполагает также уточнение представлений о природе игры и ее

    психолого-педагогических особенностях.

    Прежде всего, необходимо уточнить понятие «учебная игра». Несмотря на огромное количество игр, которое принято считать учебными, и лавинообразный рост числа

    публикаций, посвященных этой теме, смысл, который вкладывается в данное понятие, остается неясным.

    Учебная игра –

    сложное системное образование, допускающее различные способы представления. В частности она может выступать как деятельность, как процесс, “вплетающийся” в иную деятельность, и

    как особая форма учебной деятельности. Каждое из этих представлений имеет свою сферу применимости.

    Так, наиболее распространенное представление об игре как деятельности в строгом смысле применимо лишь к дошкольникам и развлекательным и спортивным

    играм, поскольку цели, средства и продукты деятельности непосредственно связаны с игрой. Если же речь идет об игре учебной, нет оснований говорить

    о деятельности в целом как об

    игровой. В случае когда игра представлена в виде процесса вплетенного в иную деятельность, на первый план выступает соотношение

    между прямыми и побочными продуктами игры. Основное требование, которое следует учитывать при разработке и применении игры в учебном процессе, заключается в том,

    чтобы достижение игровых целей (выигрыша, приза, рекорда и пр.) предполагало достижение и определенных учебных целей.

    Следует указать еще на проблему классификации компьютерных учебных игр. Вопросы построения классификационных моделей, которые активно обсуждались и применительно к

    традиционным играм, приобрели особую актуальность для компьютерных игр: появился новый предмет исследования, для фиксации которого и ориентировки в нем наличия некоторой

    классификационной системы стало необходимостью.

    Вторая группа психолого-педагогических проблем связана с разработкой технологии компьютерного обучения, то есть системы средств и способов их применения,

    которые позволяли бы эффективно использовать концептуальные положения при решении конкретных педагогических задач. Две проблемы имеют здесь особенно принципиальное значение. Это

    управление

    учебной деятельностью и уточнение места и функций игры в учебном процессе.

    Управление учебной деятельностью должно быть непрямым и отсроченным. Акцент делается на замечаниях общего характера пожеланиях, метафорических высказываниях

    и т. д. Мера помощи, оказываемая учащемуся, должна быть меньшей, чем при решении неигровых учебных задач. Однако после завершения целостного фрагмента возможны и

    прямые указания на допущенные ошибки, оптимальный способ действия, реализованную стратегию.

    Что касается листа компьютерной в учебном процессе, то здесь целесообразно выделить два момента:

    Выявление множества учебных целей, для достижения которых применение компьютерной игры оказывается наиболее эффективной. Преимущество компьютерной игры связывают обычно с

    повышением мотивации,

    стимулированием инициативы и творческого мышления, вовлечением в учебную деятельность ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены