Психологический метод обучения чтению

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психологический метод обучения чтению

    Содержание.

    Введение.

    2 стр.

    Психологические особенности

    процесса чтения у детей.

    4 стр.

    Как читают дети?

    8 стр.

    Психологические основы разных

    типов процесса чтения у детей.

    13 стр.

    Когда следует начинать учить

    ребенка чтению?

    16 стр.

    Как надо учить детей грамоте?

    18 стр.

    Заключение.

    стр.

    Используемая литература.

    стр.

    Во мне слово предшествует звуку.

    (In me prins est verbum posterior vox)

    Святой Августин.

    Речь создала человека,

    грамотность – цивилизацию.

    D.R. Olson.

    Введение.

    Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. «Не будь языка, письменности, был бы

    безвозвратно потерян опыт многих поколений людей, и каждое новое поколение

    было бы вынуждено заново начинать труднейший процесс изучения мира». Чтение

    - одна из сложных и значимых форм психической деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. Здесь следует, прежде всего, отметить

    значение чтения в формировании и нравственном воспитании личности, в обогащении человека знаниями.

    В настоящее время чтение рассматривается « … как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать

    опыт, стимулировать интеллектуальный и эмоциональный рост, изменять поведение и через все это способствовать развитию богатой и устойчивой личности». Многие исследователи в прошлом и

    в наше время изучали чтение с разных его сторон – структуры и функции, его роли в обучении и воспитании детей в школе, формировании их личности и поведения.

    Краткий анализ истории исследования чтения показывает, что изучение чтения насчитывает более чем вековой период.

    Ранние и современные исследователи сходились в одном: чтение – это неоднородный психический процесс, и неоднородность исследователи рассматривают

    как одну из характеристик, делающих его сложным процессом как для овладения им, так и для его исследования. Так А.Н. Соколов писал, что чтение, с одной стороны, является процессом

    чувственного познания, а с другой стороны, представляет собой опосредование речью отражения действительности, так как объектом восприятия является письменное речевое сообщение. А.Р.

    Лурия также неоднократно останавливал внимание на сложности психологии чтения вследствие разных психических процессов, находящихся в сложном взаимодействии в его психологическом

    содержании. Он писал, что чтение, по сути, является процессом перешифровки одних символов – зрительных (графических) в другую систему символов – устную речевую (артикуляторную). На

    основе этих сложных перешифровок и происходи процесс декодирования, понимания сообщения.

    Сложность структуры чтения и трудности его исследования привели к появлению разных аспектов его изучения.

    Весьма интересна позиция Р. Якобсона в этом вопросе. Он, изучая процесс чтения, писал о его сложности как психического процесса и связи с другими

    ВПФ. Понимание написанного при чтении он, как и ряд других исследователей, считал главной функцией процесса чтения. Однако Р. Якобсон придавал огромное значение и буквенным знакам, и

    в особенности их различия для правильного понимания написанного. Буквенные знаки и их различия настолько информативны, что с их помощью не только расшифровать содержание,

    закодированное в них, смысл и мысль, но можно постичь даже тот язык, звучание которого неизвестно.

    Эти высказывания о чтении, о роли буквы в процессе чтения говорят о чрезвычайной сложности этого процесса и его огромной роли в психической

    деятельности человека.

    Анализ литературы показывает, что большинство подходов к проблеме чтения и понимания при чтении при всех различиях объединяет одно и тоже

    положение, получившее в работах С.Л. Рубинштейна, который писал, что всякий текст есть лишь условие мыслительной деятельности: то, что объективно содержится в тексте, может обрести и

    субъективную форму в голове читателя, и эта субъективная форма существования есть результат собственной мыслительной деятельности читателя.

    Психологические особенности

    процесса чтения у детей.

    В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание,

    воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.

    Чтение является сложным психическим процессом, и, прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания. Сложность этого

    процесса обуславливается, прежде всего, его неоднородностью: с одной стороны, чтение – процесс непосредственного чувственного познания, а с другой – представляет собой опосредованное

    отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие

    и внимание, память и мышление.

    В сложном процессе чтения можно различить три ос

    новных момента:

    восприятие данных слов,

    понима

    ние содержания, свя­занного с этими словами,

    оценку

    прочитанного.

    Разберем каждый из этих моментов.

    1. Восприятие данных слов. Уметь читать — это зна

    чит, прежде всего, уметь по буквам дога­дываться о тех

    словах, которые ими обозначаются. Простое называние

    подряд всех данных букв, без слияния их в целое слово,

    еще не называется чтением. Чтение начинается только с

    того момента, когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспом­нить, определенное

    слово, соответствующее сочетанию этих букв.

    Не трудно показать, что в этом процессе восприятий

    букв, как символов определенного слова, большое участие

    принимают не только зрение, но также память, воображе

    ние и ум чело­века. Когда мы читаем слова, то не просто

    складываем букву за буквой, а, схватив одну или несколь

    ко букв, сразу догадываемся о целом слове. Если в читае

    мой нами книге или газете некоторые буквы случайно ока

    жутся выпавшими, замазанными или плохо отпечатанными

    , нас это часто совсем не смущает: мы все-таки свободно

    прочиты­ваем соответствующие слова, дополняя, чего не хватает, своим воображением. Этим объясняется, между

    прочим, и то, почему люди, при чтении, так часто не замечают встречающихся опечаток. Специальные наблюдения показывают, что процесс чте­ния от­дельных слов у разных

    людей происходит тем легче, чем ближе им их содержание, т.е. чем больше может во время этого чтения обна­ружиться

    работа их памяти и воображения. Если одному и тому же

    человеку предложить прочесть вслух несколько строк, от

    печа­танных одинаково круп­ным и отчетливым шрифтом,

    но на разных, не одинаково знакомых ему языках, то он

    скорее бу­дет читать на том языке, который ему более бли­зок. Почему? Конечно, не потому, что его глаза могут

    получить более сильное впечатление от букв определен­

    ного языка, а только потому, что его память и воображе­ние могут сильнее обнаружить себя в одной области, чем в

    дру­гой.

    Итак, простое умение прочесть слова, данные в книге,

    находится в зависимости от памяти и во­ображения читате­

    ля, т.е. от его преж­него опыта, от его дога...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены