Психологические понятия в педагогике

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Психологические понятия в педагогике

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    «Волгоградский

    педагогический университет»

    Кафедра педагогики

    Тема:

    «Психологические понятия в педагогике»

    Выполнила:

    студентка А-112

    Сотникова Н.Н.

    Проверил: Латышев Д.В.

    Волгоград 2008

    Содержание:

    1. Введение

    Стр. 3

    2. Педагогическая психология

    Стр.4-6

    3. Психологические понятия в педагогике через призму педагогической

    психологии

    Стр.7

    Структура педагогической психологии

    Стр.8-9

    3.1.1 Учение

    Стр.10-11

    4. Научение

    Стр.12-13

    5.Заключение

    Стр.14

    6. Список литературы

    Стр.15

    1. Введение

    Образование - это, прежде всего, развитие и саморазвитие.

    Педагогика

    – это наука, изучающая закономерности передачи старшим и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого

    для жизни и труда, называется педагогикой.

    Педагогическая деятельность - это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и

    творческого действия.

    Предмет педагогики

    — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более

    кратко, это воспитание человека как особая функция общества.

    Из вышеизложенных определений следует, что педагогика-это только часть целой системы наук о человеке. Так как такие

    процессы, как воспитание, саморазвитие, формирование человеческой личности и другие, невозможны в рамках одной педагогики. Следовательно, только ее взаимодействие с другими науками

    способствует протеканию этих процессов правильно. Одной из системы наук о человеке является психология.

    Прекрасное владение материалом по педагогике, но отсутствие знаний по психологии может привести к тому, что педагог совершает

    непоправимые ошибки в работе с детьми. Тем самым он не только производит неправильное воспитание, но также может нанести психологическую травму ребенку.

    Благодаря знаниям психологии (особенно психологии личности) учитель может производить обучение детей рационально, при этом достигая

    наилучших результатов.

    2. Педагогическая психология

    Психологические понятия в психологии легче рассматривать не по отдельности в каждой из наук, а в рамках одной, так называемой педагогической

    психологии.

    Термином \"педагогическая психология\" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии.

    Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

    Под таким же термином - \"педагогическая психология\" развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для

    совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.

    аннотация).

    Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: \"педология\" (О.

    Хрисман, 1892), \"экспериментальная педагогика\" (Э. Мейман, 1907). Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же

    области знания (Л.С. Выготский, П.П. Блонский) (см. Медиатеку). На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика стала пониматься как

    область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология - как область знания и психологическая

    основа теоретической и практической педагогики.

    Педагогическая психология

    - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной

    психологией, психофизиологией.

    При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего,

    разграничить понятия ее объекта и предмета.

    В общенаучной трактовке под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена

    данная наука. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки.

    Предмет науки - это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует

    независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в

    объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.

    Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией,

    антропологией и т.д. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте.

    Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической

    психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии (см. анимацию).

    Например, В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология \"изучает закономерности овладения знаниями,

    умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е.

    формирование психических новообразований\" (Крутецкий В.А., 1972. С. 7).

    Совершенно другой точки зрения придерживается В.В. Давыдов. Он предлагает считать педагогическую психологию частью

    возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или

    иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция В.В. Давыдова обусловлена

    акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие - как содержание, которое в ней реализуется.

    Существует ряд и других точек зрения. Но в своем докладе я буду придерживаться общепринятой трактовки, согласно

    которой предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного

    развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (Зимняя И.А., 1997; аннотация).

    Педагогическая психология изучает также зависимость усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от

    индивидуальных особенностей учащихся (Нурминский И.И. и др., 1991; аннотация).

    В отечественной педагогической психологии созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная теория, теория

    поэтапного формирования умственных действий и др. Среди западных теорий учения наибольшее распространение получила бихевиористская теория

    3. Психологические понятия в педагогике через призму педагогической психологии

    Сле...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены