Проблема школьной адаптации

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Проблема школьной адаптации

    Проблема школьной адаптации

    Проблема охраны психического здоровья детей, актуальность которой становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний

    и функциональных расстройств среди детского населения, требует широких профилактических мер в системе образования.

    Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации /семья, дошкольные учреждения/, атмосфера школьного обучения, складывающаяся из

    совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным

    возможностям, но и к целостной его личности, и прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и

    требует адаптации к новым условиям социального существования.

    В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии

    социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.

    дезадаптации и для

    выбора соответствующих методических приемов к ее профилактике, диагностике и коррекции.

    человека,

    когда происходит резкое изменение его \"ситуации социального развития\" /Л.С.Выготский, 1983/. Наибольший риск представляет момент поступления ребенка в школу и период первичного

    уровня усвоения требований, предъявляемых новой социальной ситуацией. В этом убеждают результаты многочисленных исследований, фиксирующих в младшем школьном возрасте заметное повышение

    распространенности невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств в сравнении с дошкольным возрастом /Г.В. Козловская, Л.Ф. Кремнева. 1985;

    Л.С.Куликов, О.А.Трифонов, 1986, Н.Г.Лусканова, И.А.Коробейникова, 1993/.

    Анализ зарубежной и отечественной психологической литературы показывает, что термином \"школьная дезадаптация\" / или \"школьная неприспособленность\"/

    фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. В число симптомов относят агрессию по отношению к людям и вещам, чрезмерную подвижность,

    постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность в принятии

    решения, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметную уединенность, чрезмерную угрюмость и

    недовольство, завышенную самооценку, обгрызание ногтей, энурез, гримасничанье, дрожание пальцев рук, говорение с самим собой.

    Но к числу основных первичных внешних признаков и врачи, и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм

    поведения.

    Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами. Краткое обобщение результатов исследований позволяет перечислить

    основные факторы, способные стать причинами школьной неуспеваемости.

    А.С.Белкин и

    др./

    В.А. Соок, 1985/.

    Й.Шванцара, 1978 и др./

    Я.Стреляу, 1982 и др./.

    Я.Стреляу, 1982 и др./.

    Все перечисленные факторы представляют нелосредственную угрозу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от

    интеллекта не нуждается в доказательствах. Именно на интеллект в младшем школьном возрасте падает основная нагрузка.

    Ряд авторов не без оснований относит к категории дезадаптированных школьников детей с нарушениями поведения, отмечая, что у детей в возрасте до 10 лет, с их

    повышенной потребностью в движениях, наибольшие трудности вызывают ситуации, в которых требуется контролировать свою двигательную активность. При блокировании этой потребности нормами

    школьного поведения у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Наступающая вслед за этим разрядка, являющаяся

    защитной физиологической реакцией организма ребенка на чрезмерное перенапряжение /Н.Т.Лебедева, 1979/, выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности,

    квалифицируемых учителем как дисциплинарные проступки.

    в соблюдении шольных норм и правил поведения испытывают дети с различными нейродинамическими нарушениями, наиболее часто

    проявляющимися синдромом гипервозбудимости дезорганизующим не только деятельность ребенка, но и его поведение в целом. У возбудимых моторнорасторможенных детей типичными являются

    расстройства внимания, нарушения целенаправленности деятельности, препятствующие успешному усвоению учебного материала.

    Другой формой нейродинамических растройств является психомоторная заторможенность. Школьники с этим нарушением отличаются заметным снижением двигательной

    активности, замедленным темпом психической деятельности, обедненностью диапазона и выраженности эмоциональных реакций. Эти дети также испытывают серьезные затруднения в учебной

    деятельности, так как не успевают работать в едином со всеми темпе, не способные к быстрому реагированию на изменение тех или иных ситуаций, что помимо учебных неудач препятствует

    нормальным контактам с окружающими.

    Нейродинамические нарушения могут проявляться в форме нестабильности психических процессов, что на поведенческом уровне обнаруживает себя эмоциональной

    неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия - к неупорядоченной гиперактивности. для этой категории детей достаточно

    характерным является бурное реагирорание на ситуации неуспеха, иногда приобретающее отчетливо истерический оттенок. Типичным для них является также быстрое утомление на уроках, частые

    жалобы на плохое самочувствие, что в целом приводит к неравномерным достижениям в учебе, заметно снижая общий уровень успеваемости даже при высоком уровне развития интеллекта.

    Психологические трудности дезадаптирующего характера, испытываемые детьми данной категории, чаще всего имеют вторичную обусловленность, формируясь как

    следствие неверной интерпретации учителем их индивидуально-психологических свойств.

    Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и -шире - личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах

    развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно

    необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких способностей или

    наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто ими игнорируется. И

    в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта,...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены