Педагоги-новаторы. Ш.А.Амонашвили

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Педагоги-новаторы. Ш.А.Амонашвили

    Педагоги-новаторы. Ш.А.Амонашвили.

    Установление гуманных отношений в процессе обучения

    Учебно-познавательная деятельность школьника стимули­руется не только посредством интересного учебного ма­териала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером

    отношений, которые утверждает педа­гог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброже­лательности, доверия, сопереживания, уважения школь­ник охотно и легко принимает

    учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познава­тельных

    задач.

    Управление обучением и всей школьной жизнью детей с позиции их интересов.

    Содер­жание обучения и воспитания, т. е. база для органи­зации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личностных интересов и пот­ребностей.

    Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, за­интересовались им, увлеклись учебно-познавательной дея­тельностью. В таком случае будет

    устранена возмож­ность возникновения нежелательных конфликтов, которые, могут проявиться (и обычно проявляются) в многооб­разных формах. Одновременно исчезнет необходимость в системах

    авторитарных педагогических мер, направ­ленных на устранение этих мешающих нормаль­ному функционированию учебно-воспитательного процес­са конфликтов и противоречий, на принуждение

    школь­ника выполнять свой долг, на восстановление порядка и т. д.

    Возвысить школьника до педагогически организован­ной среды, которая потребует от него активности преднамеренно запланированного содержания, возможно, по мнению Ш. Амоношвили, путем

    максимального учета развиваю­щихся потребностей и потенции личности ребенка, стре­мящейся быть самостоятельной и независимой, путем специальных форм и способов управления

    учебно-воспи­тательным процессом, помогающих ребенку осознать себя как личность и направляющих его на самостроитель­ство своего внутреннего мира. Школьник постоянно должен ощущать, что

    с ним считаются, це­нят его мнение, доверяют, советуются. Одновременно со­держание обучения, в связи с которым организуется такая воспитательная среда, должно создавать условия, для

    того чтобы обеспечить школьнику возможность выска­зывать свое мнение, давать советы, строить предпо­ложения, выбирать.

    В обучении управление школьной жизнью учащихся с их же позиции осуществляется методическими приемами, которые ставят учащихся в си­туации свободного выбора и самостоятельного

    принятия решений. Ш.А. Амоношвили приводит следующие примеры:

    Учащимся предлагается самим выбрать себе домашнее задание по любому предмету или группе предметов. В таких случаях обыч­но педагог обращается к ним в следующей форме: «Домашнее

    зада­ние сегодня я вам не задам. Если кто хочет, путь сам задаст себе задания, а завтра покажет нам». На другой же день педагог заинтересованно выясняет, кто какое задание выполнял и

    почему, одобряет усердие детей и т. п.

    Детям предлагается придумать тему, по которой они будут писать в классе сочинение. Предложенные темы записываются на доске, и весь класс выбирает 3—5 из них, затем по ним пишут

    маленькие сочинения, рассказы и сказки. Другой вариант этого при­ема: педагог сам дает несколько формулировок тем на выбор и разъясняет, что учащиеся, если захотят, могут придумать свою

    тему для сочинения.

    «Предлагаю вам два стихотворения о весне разных авторов,— обра­щается педагог к учащимся.— Давайте выберем, какое из них выучить наизусть» Учитель читает оба стихотворения,

    учащиеся обсуждают их. Обычно для заучивания часть детей выбирают одно стихотворение, а часть — другое и объясняют свой выбор.

    «По установленному плану на изучение этой темы мы должны затратить пять уроков,— говорит учитель.— Может быть, мы с вами попытаемся изучить ее, притом основательно, за четыре

    урока? Тогда у нас в запасе останется еще один урок. А раньше мы сэко­номили шесть уроков. В конце года мы все вместе подумаем, изучению ка­кого материала мы посвятим оставшееся время».

    Обычно учащиеся охотно принимают такое предложение педагога, а в конце учебного года за счет сэкономленных таким образом 6—7 уроков устраива­ются учебно-познавательные «конференции»,

    готовятся доклады, про­водятся конкурсы,утренники и т. д.

    Предложенные в таких коллегиальных формах учеб­но-познавательные задачи учащимися принимаются легко, охотно; они становятся личностно значимыми для детей, способствуя тем самым их

    активному, заинтересованному участию в выполнении педагогически запланированных целей.

    Ш.А.Амоношвили считал, что нужно постоянно проявлять веру в возможности и перс­пективы каждого школьника. Педагог должен действи­тельно верить в возможности каждого ребенка и

    любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного методи­ческого подхода к нему. Воспринимать естественные не­удачи школьника как его

    неспособность и реагировать на это осуждающе, пусть даже с глубоким сочувст­вием, но без ориентировки на их обязательное преодо­ление в будущем негуманно по отношению к личности

    ребенка.

    Как реально следует выражать убежденность в воз­можности и перспективы школьника и вселять в него веру в свои силы? Важно постоянно внушать классу в целом и каждому школьнику в

    отдельности, что все они способны и могут преодолеть трудности учения. Перед коллективным решением новой учебно-познавательной за­дачи, объяснением нового сложного учебного материала

    нужно обязательно предупредить школьников о возмож­ных (предстоящих) трудностях и выразить надежду, что все они смогут их преодолеть, одновременно объяс­нив, как действовать, на что

    особо обратить внимание, как справиться с возникшими затруднениями и т. д. В процессе индивидуальной работы Ш.А.Амоношвили подходит то к одному, то к другому ученику, особенно к тем,

    которые нуждаются в помощи, дает советы, тихо ободряя: «Да, я так и думал: конечно, ты можешь!», «По-моему, тебе не нужна моя помощь, ты и сам прекрасно справля­ешься!», «Эту задачу я

    приготовил специально для тебя, она чуть посложнее предыдущей... Оказывается, какой ты у нас способный!», «Эта работа не будет для тебя труд­ной, ты выполняешь куда более сложные!» и т.

    д. Иногда можно раздать учащимся пакеты с индивидуальными за­даниями (на каждом написав имя и фамилию школьника) и сказать: «Я для каждого из вас приготовил разнообраз­ные задания. Они

    сложные, некоторые даже очень. Но, зная ваше упорство и способности, надеюсь, что вы спра­витесь с ними. Для выполнения этих заданий даю вам не­делю!» Ссылка педагога на силы и

    возможности школьни­ков, выраженная так убежденно, способствует мобилиза­ции их стремления и упорства оправдать надежды учителя и выполнить задание.

    Огромное положительное влияние на школьников ока­зывает дружеское, оптимистическое отношение педагога к их учебным успехам и неуспехам. Учитель должен искрен­не радоваться каждому их

    успеху, выражая гордость за свой класс, за своего ученика. Допустим, учащиеся справились со сложной математической задачей...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены