Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена

    Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения.

    Выпускная квалификационная работа по

    теме:

    НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

    студентки

    курса 2 группы

    дневного

    отделения

    Четвертных Светланы Ивановны

    Научный руководитель - к. п. н., доцент Смирнова Р.Н.

    Санкт-Петербург

    1998

    ПЛАН.

    Введение.

    Глава 1.Теоретические основы проблемы

    нравственно-эстетиче­ского воспитания

    младших школьников на архитектурных

    образцах православных памятников Санкт-

    Петербурга.

    6-47

    Анализ психолого-педагогической,

    мето­дической и искусствоведческой

    литературы.

    5-17

    Исторический очерк.

    17-32

    Роль учителя в ознакомлении детей

    с произведениями искусства.

    32-35

    Глава 2. Основные задачи, гипотеза,

    методика и организация исследования.

    35-44

    Подготовительный этап.

    36-38

    Констатирующий эксперимент.

    38-44

    Библиография.

    44-45

    ВВЕДЕНИЕ.

    Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный пе­риод. Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество обратило внимание на

    искусство, поняв необходимость гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического вос­питания оказались в фокусе всеобщего внимания.

    Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи, магнитофонные записи, кино-

    и диафильмы. Од­нако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.

    Причины сложившегося положения кроются во множестве про­блем нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки сущест­вующих программ дисциплин

    художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих дисциплин, недостаточная разработка мето­дик, низкий уровень подготовки учителей,

    слабая оснащенность учебного процесса.

    В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание школьников на

    архитектурных образцах православных памятников. В отличие от других - это совсем неизученная проблема. Раньше рассматрива­лась только историческая и, отчасти, художественная сторона

    русского Православия. Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во внимание духовную и нравст­венно-эстетическую сторону православной культуры.

    Сейчас возрождается традиции христианской религии, открыва­ются церкви, вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию. Даже в

    некоторых обычных школах поя­вились факультативы, занимающиеся изучением Христианства.

    Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравст­венно-эстетического воспитания гармоничной, всесторонне разви­той личности, поэтому религиозное

    воспитание надо рассматри­вать в контексте эстетического.

    Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание? Глобальная цель - это формирование творческого отношения чело­века к действительности, так как

    сама суть эстетического - в твор­честве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

    Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирова­ние эстетической потребности, которую можно определить как

    по­требность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть

    способность личности эстетически относиться к

    и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные

    признаки можно считать критериями воспитанности личности.

    Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной

    системы.

    В своей работе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-религиозное воспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства.

    В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с дворцами, великолепными городскими ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашем городе есть

    множество православных соборов и церквей. Хотя город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов других религий, Санкт-Петербург прежде всего православный

    город.

    Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В отличие от малых городов, сел и деревень,

    школы нашего города могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести

    у одного или нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной сущностью религии постигает и

    ее художественную сущность, что неоценимо для эстетического воспитания.

    Таким образом нравственно-эстетическое воспитание детей на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - это достаточно сложная, ввиду ее мало изученности,

    но необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания.

    ГЛАВА 1.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

    НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

    1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

    Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним из важнейших для формирова­ния личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: « Функцией

    нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления, отличного от поня­тийного...

    В художественном образе как форме мыш­ления сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, науч­ных знаниях. С помощью образов-представ­ле­ний

    осуществляется не только мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может идти ... от восприятия цель­ного образа как единичного явления к понима­нию содержащихся

    в нем образов-обобщений, к раскрытию их внутреннего, глубокого смысла».

    Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспита­ние носит всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются важнейшим принци­пом формирования личности в

    детском возрасте.

    Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, как отмечает С.А.Герасимов, сле­дует применять комплексный подход. Он выде­ляет два принципа: «…система

    нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой».

    На этом основывается необхо­димость осуществления меж предметных связей в процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что « нравственно-эстетическое
    ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены