Нетрадиционные спортивно-педагогические подходы к изучению физико-технических дисциплин во ВТУЗе

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Нетрадиционные спортивно-педагогические подходы к изучению физико-технических дисциплин во ВТУЗе

    Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

    А.Н. Шикунов

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ

    СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

    ПОДХОДЫ

    ИЗУЧЕНИЮ

    ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ

    ДИСЦИПЛИН

    ВО

    ВТУЗЕ

    Тамбов - 2006

    СОДЕРЖАНИЕ:

    стр.

    Введение ………………………………………………………….………..

    Глава 1. Основные методы и способы осуществления

    педагогической деятельности в процессе

    профессиональной подготовки студентов втуза ……………... 5

    Глава 2. Реализация в практике преподавания инженерно-

    технических дисциплин во втузе нетрадиционных

    спортивно-педагогических подходов ……………….….……… 8

    2.1.

    Педагогическое и физиологическое обоснование

    применимости «спортивного метода» ….……………….….. 8

    2.2.

    Реализация «спортивного метода» в практике преподавания

    на примере спортивного ориентирования …….................... 11

    Глава 3. Опробация разработанной профессионально-

    педагогической спортивной методики в условиях

    технического вуза ……………………………..…………….... 18

    Выводы ………………………………………………….……………….. 22

    Список использованной литературы …………….………………..… 23

    Приложение ……………………………………………………………... 27

    Введение

    В настоящее время учебный процесс в технических вузах требует постоянного совершенствования и обновления, так как в обществе происходит смена приоритетов и социальных ценностей:

    научно-технический прогресс всё больше осознаётся как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся

    потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная «ситуация» в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в высших

    технических учебных заведениях. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения теперь являются егокомпетентность и мобильность. В этой связи «акценты» при

    изучении учебных дисциплин (в особенности дисциплин физико-технического цикла) переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности

    самих студентов. Успешность достижения этой цели зависит не только от наличия процесса усвоения знаний (то есть наличия как такового), но и от «формы усвоения» этих знаний – усваиваются

    ли они индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью

    репродуктивных или активных методов обучения и т.д. Модификация процесса усвоения знаний студентами неизбежно приводит к разработке и внедрению в вузовский учебный процесс инновационных

    методов обучения, которые всё настойчивее «пробивают себе дорогу» в технических вузах. Одним из таких методов является «спортивный метод» (данное название употребляется как устоявшееся

    словосочетание, закрепившееся в педагогической литературе 2002-2006 гг.

    27, 28

    Данная работа посвящена описанию «спортивного метода» как такового, а также систематизации данных о внедрении этого педагогического новшества в среде технического вуза

    (исследования проводились на базе Тамбовского ГТУ, Тамбовской ДЮСШ № 3 в 2000-2002 гг.).

    При написании данной работы в качестве основных источников информации использовались работы ведущих отечественных педагогов-теоретиков и педагогов-практиков, таких как Н.В.

    Бордовская, А.А. Реан, М.Я. Виленский, П.А. Рымкевич, С.И. Гессен, И.П. Подласый, Н.Ф. Талызина, С.И. Архангельский, А.А. Вербицкий, П.И. Образцов, В.М. Косухин, Ю.К. Бабанский [3, 6,

    7, 21, и др.].

    Данная работа преследовала цель решения следующих педагогических задач:

    выявление экспериментальным путём наиболее эффективных физкультурно-спортивных методов педагогического воздействия на студентов технического вуза в процессе изучения ими

    конкретных разделов дисциплин физико-технического цикла;

    определение личностного отношения студентов к применяемым в учебном процессе педагогическим инновациям;

    осуществление на практике разработанных педагогических методик – в процессе преподавания цикла спецдисциплин в течение нескольких месяцев на инженерных факультетах Тамбовского

    государственного технического университета.

    Глава 1

    Основные методы и способы осуществления

    педагогической деятельности в процессе профессиональной

    подготовки студентов втуза

    Ведущие отечественные педагоги в настоящее время выделяют три основные группы методов, используемых при осуществлении педагогической деятельности: методы обучения, методы

    воспитания и методы педагогических исследований [6, 8, 21]. Наибольшую неоднозначность в определениях и, вместе с тем, практическую актуальность имеют методы обучения, которые

    выступают как сложное, многомерное и «многокачественное» образование, взаимосвязанное с другими категориями дидактики (целями, содержанием, используемыми средствами, формами

    организации учебного процесса и результатами учебной деятельности) [6, 8, 21].

    Наряду с «методом» в теории обучения существует ещё понятие «методический приём» (или «приём обучения»). Методический приём – это составная часть, «деталь», элемент какого-либо

    метода, который самостоятельного значения для решений учебной задачи не имеет, но усиливает действие основного метода. В процессе вузовского обучения физико-техническим дисциплинам

    как методы, так и приёмы всячески «переплетаются»; сочетания методов могут быть самыми разнообразными – один и тот же вид учебной (исследовательской) работы может выступать то в

    качестве метода, то в качестве методического приёма [6, 16, 24]. Причём такое «переплетение» не является прихотью преподавателей вуза, это – следствие насущной необходимости, «веление

    времени».

    При наличии разнообразных методов обучения существуют и общие требования к этим методам, продиктованные целями профессионального инженерного образования и задачами умственного

    воспитания студентов втузов [1, 5, 15, 16]. Наиболее существенные из этих требований можно сформулировать следующим образом: 1) необходимость обеспечения прикладного характера

    вузовского образования [5, 15]; 2) формирование у студентов навыка самостоятельного добывания знаний из различных источников [15, 16]; 3) способствовать всестороннему умственному

    развитию студентов, а именно: умению осмысленно воспринимать научно-техническую информацию, и умениям эффективно использовать резервы краткосрочной и долгосрочной памяти и т.п. [16].

    Важно при этом, чтобы с перечисленными требованиями в полной мере согласовывались некоторые функции, присущие методам обучения, например, такие, как: обучающая (реализует на практике

    цели обучения); развивающая (задаёт темп обучения и определяет уровень умственного развития студентов); побуждающая (выступает как средство побуждения к учению);

    контрольно-корректировочная (диагностика и управление процессом обучения студентов) [6, 15, 16].

    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что «метод обучения» – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определённой цели обучения. Таким

    образом, «метод» содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов [6]. В связи с этим «спортивный метод» це...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены