Нестандартные уроки
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Реферат
Тема: Нестандартные уроки
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. М. ГОРЬКОГО
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Кафедра культурологии
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ
Доклад по педагогике:
Студентки
курса
Группы 102
Нечаевой М.А.
Преподаватель:
Гречухина Т.И.
Екатеринбург
2008
Содержание
Введение
Глава
Формы обучения
1.1.
Классификация организационных форм
1.2.
Формы обучения
1.3.
Требования к уроку
Глава
Типы и структуры уроков
Глава
Нестандартные уроки
3.1.
Типы нестандартных уроков
3.2.
Рекомендации по проведению нестандартных уроков
3.3.
Примеры подготовки к нестандартным урокам: урок – зачет, дискуссия, семинар.
3.3.1.
Урок – зачет
3.3.2.
Урок – дискуссия
3.3.3.
Урок – семинар
Глава
Примера нестандартных уроков в школе
4.1.
Обобщающий урок-сказка по химии в 8 классе по теме: «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли»
4.2.
Нестандартный вводный урок мировой художественной культуры по теме: «Искусство первой половины
века в России».
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной
деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной
активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной
деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении
учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной,
эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается
их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти
место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить
задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь \"с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной\",
творческой. Есть и другие признаки:
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование
решения);
необычные условия работы;
активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых
игр, конкурсов и соревнований (по принципу \"кто быстрее? больше? лучше?\") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки,
лингвистические сказки, загадки, \"расследования\").
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, ор
ганизации, методике проведения, больше нравятся учащимся,
чем будничные учебные занятия со строгой структурой и уста
новленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно
из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.
Глава
Формы обучения.
Формы организации обучения (организационные формы) —
это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и
совер
шенствуются в связи с развитием дидактических систем.
1.1 Классификация организационных форм.
Орга
низационные формы обучения классифицируются по различ
ным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжи
тельности учебных занятий и другому.
По количеству учащихся выделя
ются:
массовые формы обучения
коллективные
групповые
микрогрупповые
индивидуальные
По месту учебы различаются:
школьные - школь
ные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном
опытном участке, в лаборатории и другое.
внешкольные -
домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприяти
ях и другое.
По длительности времени обучения различают:
класси
ческий урок (45 мин)
спаренное занятие (90 мин)
спаренное
укороченное занятие (70 мин)
уроки «без звонков» произвольной длительности.
1.2. Формы обучения.
История развития школы знает различные системы обуче
ния, в которых преимущество отдавалось тем или иным фор
мам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (белл-ланкастерская система в
Англии), дифференцированного обучения по способностям
учащихся (мангеймская система), бригадное обучение (суще
ствовавшее в 20-е годы в советской школе), американский
«план Трампа», согласно которому 40% времени учащиеся про
водили в больших группах (100—150 человек), .20% — в малых
(10—15 учащихся) и 40% времени отводилось на самостоятель
ную работу.
Наибольшее распространение как в нашей стране, так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в
XVII
в. и развивающаяся уже более трех столетий. Ее
контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал
теоретические основы и воплотил в практическую технологию
Я.А. Коменский.
Классно-урочную
форму организации обучения отличают
следующие особенности:
постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаи
мосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
каждый урок посвящается только одному предмету (мо
низм);
постоянное чередование уроков (расписание);
руководящая роль учителя (педагогическое управление);
применяются различные виды и формы познавательной
деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет
ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частно
сти индивидуальной: она отличается более строгой организаци
онной структурой; экономная, поскольку один уч...