Мотивация учебной деятельности

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Мотивация учебной деятельности

    Мотивация учебной деятельности

    Содержание:

    Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

    Мотивация учебной деятельности.

    Литература.

    Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

    Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это

    происходит потому,

    что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня реального познания

    закономерностей человека и, особенно в отношение и их реализации. С другой стороны назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с

    социальной детерминации его психики.

    Обзор работ отечественных психологов показывает, что в настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых

    исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблем мотивации.

    Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов

    учебной деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучают мотивы школьников. При анализе направленности личности (понимая под направленностью

    относительно постоянные и доминирующие мотивы) были выделены, широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы порождения самой учебной деятельностью.

    Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов. Раскрывающих

    психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования

    устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Божович и ее сотрудников имели

    большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для дальнейшего развития этой области психологии является ее положение о взаимосвязи мотивов с

    направленностью личности и ее отношением с окружающей действительностью, а также о структурности мотивации.

    Божович и ее сотрудниками под мотивом

    понимается внутренняя позиция личности. Придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является

    совокупность мотивов: « При этом под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учится».

    В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и

    экспериментальные работы по вопросам побуждений поведения человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с

    применением различных методов.

    Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К. Левин разработавший методику

    экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К. Левиным в «теории поля»

    понималась категория мотива. Поведение К. Левин объяснял, исходи из отношений, складывающихся у личности с непосредственной средой в данный временной микроинтервал. Левин, перейдя от

    фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организма – среда», сделал важный шаг вперед в развитие учения о мотивах. Его несомненной

    заслугой является и разработка, и применение экспериментального метода при исследование мотиваций.

    В Теории Д. К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитие. Мотив здесь

    «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого

    поведения.

    Г. Олпорт в своей книге «Личность» как представитель «персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации

    личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.

    В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определение

    мотивации необходимо определить активацию и ее направление.

    Д. Берлайн разработал сложную систему мотиваций, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него связана с потенциалом возбуждения первичных

    структур, и поэтому его теория физиологична.

    В теории мотивации И.

    Аткинсона и К.

    Берча,

    Аткинсон выделяет несколько языков мотивации: экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий и математический. Основываясь на взглядах К. Левина и Э.

    Толмена

    Аткинсон рассматривает поведение как, во-первых ожидание чего либо и, во-вторых, ценности, превращающиеся в мотив. Новым здесь является то, что

    Аткинсон и

    Берч рассматривают не реакции, а действия (в том числе и вербальные). Воздействующие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их значимости и оценки. Это

    определяет эффективное состояние и характеристику действий.

    В теории мотивации А.

    Маслоу отмечается стремление индивида к непрерывному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических

    потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами.

    Таким образом, среди зарубежных и отечественных психологов существует несколько пониманий сущности мотивов, их осознанности, их места в структуре личности.

    Мотивация учебной деятельности.

    Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.

    Мотив- это то, что побуждает человека к действию.

    Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять

    подлинный смысл его действий.

    Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотивация.

    Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.

    Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного

    процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и

    т. д.); в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

    Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие

    учителя, часто сами того на осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учите...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены