Методы воспитания

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Методы воспитания

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. Ф. М. Достоевского

    Реферат по педагогике

    “Методы воспитания ”

    Выполнил: студент гр. ФФ-102

    Полонянкин Д. А.

    Проверила:

    Костенко О. Е.

    Омск – 2005

    Содержание

    Введение……………………………………………..……………………стр. 3

    Понятие метода воспитания……………………………….…………… стр. 3

    Система методов воспитания.………………...………..………………..стр. 6

    Система методов педагогического воздействия……………….…..….

    стр. 11

    Резюме ……………………………………………………………………....стр. 15

    Список использованной литературы …………………………………….. стр. 17

    1. Введение

    В процессе поиска литературы для подготовки реферата, ознакомления с ней, определился с постановкой цели моей работы.

    Впервые серьезно задумался о возможности ведения мной в будущем педагогической деятельности, и, как бы пафосно это не звучало, мне захотелось проникнуться

    нетривиальностью воспитания, как явления, метода, обладающего поистине огромным потенциалом, силой и глубиной, важность и востребованность которого сложно переоценить. В работе

    приведены основы теории воспитания, сформулированные Пидкасистым П. И.

    Понятие метода воспитания

    Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он

    предвидит результат.

    Предвосхищение воспитательного результата в сознании педагога создает предпосылки для мысленного конструирования пути (путей) достижения предполагаемого результата. Категория

    метода воспитания отражает двойственное предвосхищение “знаю, чего хочу получить, знаю и как этого достичь”.

    Метод воспитания – это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе.

    Следовательно, метод выводится в процессе осознания

    поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мысленного анализа. По количеству, методов не может быть ни много, ни мало – ровно столько, сколько

    необходимо для программируемого результата, исходя из природы данного результата.

    Система методов воспитания сложна, потому что цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы взаимоотношения его с миром. Вся эта сложность добавляется

    традиционно укрепившемся смешением понятий “методы воспитания” и ”методы воздействия”. Говоря

    о первом,

    многие педагоги разумеют второе, сводят предполагаемый результат воспитания к конкретной сиюминутной реакции ребенка. Например, говорят: “Применил метод упражнения,

    когда организовывал правильное поведение ребенка”, или “Я воспользовался убеждением, разъясняя детям значение нормативного поведения”. Не отрицая, правомерность сказанного, отметим.

    Что сказанное относилось к методам воспитательного воздействия – отнюдь не к методам воспитания.

    Если известны факторы воспитания, (а они нам известны), то, следовательно, остается произвести проекцию этих факторов на реальность воспитательного процесса и обозначить

    факторные (объективно обусловленные) влияния как способы воспитания личности. Разумеется, эти факторные влияния нуждаются в педагогической инструментовке. Конечно же, педагог не

    пассивно наблюдает, какое воздействие производят факторы формирования личности. Он задает им определенное направление (социально-ценностный вектор), сопровождая происходящее

    педагогическим комментарием, инициируя

    социально-ценнностную реакцию детей. Но зная факторы формирования, педагог уже знает и способы воспитания. Как садовник: зная то, что необходимо для высокой

    урожайности яблони, обеспечивает это необходимое, и его объективно обусловленные действия квалифицируются как методы взращивания плодовых деревьев.

    Следовательно, если посмотреть на метод воспитания с точки зрения содержательного влияния, организуемого педагогом, то таковым выступает конструирование системы педагогических

    воздействий на детей в полном соответствии осмысленным основным факторам развития в формировании личности.

    Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации

    воспитывающей среды, а точнее, в метод организованного взаимодействия детей со средой.

    Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую

    трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.

    Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь

    в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни.

    Посмотрим, как происходит учет трех факторов воспитания в школьной практике.

    Обустраивается дом, в котором протекает воспитательный процесс. Его архитектура, дизайн, внутреннее расположение

    функционирующих помещений продумывается. Директор школы, как правило, участвует в обсуждении строительных проблем, и его голос не последний в принятии решений. Продумывается

    устройство школьного двора, сада, площадок. Планировка диктуется воспитательными задачами. Чистота, порядок, красота – основные характеристики предметной среды воспитательного

    учреждения. Но эту среду воспроизводят в дальнейшем дети, усилиями своими поддерживая порядок, чистоту, воссоздавая красоту.

    В этом доме скоро складываются традиции, рождается психологический климат, совершаются события. Каждый из детей каким-то

    образом реагирует на данную, текущую перед ним жизнь, участвуя в ней, либо отстраняя ее себя от нее. Педагоги, выстраивая содержание школьной жизни, заботятся о том, чтобы в ней был

    значим каждый ребенок и чтобы каждый ребенок был субъектом жизни школьного дома.

    Самая разнообразная деятельность организуется в школе – именно такое разнообразие вовлекает детей в разносторонние

    отношения к жизни. Если в ходе организованной педагогами деятельности формируются социально – культурные и психологически значимые ценностные отношения, то такого порядка деятельность

    способствует личностному развитию.

    Педагоги школы постоянно апеллируют к сознанию детей, помогая осмыслить важное в жизни человека, раскрывая сущность того

    или ионго явления, участниками либо наблюдателями которого становятся дети, так чтобы постоянно развивалась способность ребенка осознавать свое

    “Я” в системе социальных отношений и процессе взаимодействия с действительностью.

    Таким образом, надо признать существование трех методов воспитания стратегического плана: 1) метод организации

    воспитывающей среды; 2) метод организации воспитывающей деятельности, то есть взаимодействия детей со средой; 3)метод организации осмысления ребенком разворачивающейся перед ним

    жизни. Перечисленный методы носят факторный характер: обладают силой объективного, неотвратимого влияния на подрастающую личность. Иногда все эти методы называют методами организации

    жизни ребенка.

    Система методов воспитания

    Нельзя представлять совокупность методов воспитания в качестве суммарных слагаемых. Их взаимосвязь сложнее: они не

    рядоположны; каждый из ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены