Гражданско – патриотическое воспитание школьников
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Реферат
Тема: Гражданско – патриотическое воспитание школьников
Гражданско – патриотическое воспитание школьников.
В.В. Каменец
учитель истории и обществознания
Лакомобудской средней общеобразовательной школы.
Брянская область.
1. Развитие содержания понятия «гражданское воспитание» в педагогике 20 в.
В начале 20 в в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин
«гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежала идея о том, что действенные
государственные воспитательные институты – трудовая школа и армия должны совершенствовать гражданина как часть социального целого.
Осуществление гражданского воспитания, утверждал Г. Кершенштейнер, может вывести большинство населения, ранее слепо подчинявшееся государству, на путь его
сознательной поддержки и будет лучшей защитой против опасности тирании большинства, господства черни, партийной тирании..
В работе «Понятие гражданского воспитания» Кершенштейнер конкретизировал содержание гражданского воспитания: это последовательное приучение детей и подростков к
добросовестной работе на благо государства. Важнейшим качеством гражданина, как подчеркивал немецкий педагог, является осознание своего труда как необходимого государству, а
следовательно, требующего тщательности и ответственности.
В России идея гражданского воспитания развивалась в русле мировой педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное многообразие. Которое
определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизни российского крестьянства, составлявшего большинство населения страны.
В отличие от Западной Европы, где городское самоуправление противостояло государственному абсолютизму, в России общинное, земское самоуправление выступало против
боярской, а затем и дворянской аристократии, но при этом всегда поддерживало сильную центральную власть, играло важную роль в укреплении российской государственности.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа,
состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского
общества». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, но, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное
нравственное содержание.
Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания
гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.
В официальной педагогике и школе дореволюционной России господствующей являлась религиозно – монархическая парадигма гражданского воспитания, основывавшаяся на
принципе нравственно – православного долженствования.
Для послереволюционного периода характерно прерывание преемственности в развитии теории гражданского воспитания. В первые послереволюционные годы ставилось целью
утверждение государства диктатуры пролетариата, воспитание «нового человека», создание новой пролетарской культуры.
Идея сплоченности, воспринятая советской педагогикой из предшествующего периода развития теории гражданского воспитания, в расколотой на враждующие классы в
стране соотносилась не с наром, а с пролетариатом страны и мира. Гражданин в первые годы советской власти характеризовался как самоотверженные борец за победу коммунизма в стране и в
мировом масштабе.
Согласно Конституции РСФСР 1918 г. к гражданам принадлежало все трудящееся население страны, но с точки зрения идейно – нравственных качеств, практического
участия в решении задач, стоявших перед государством, таковыми могли быть названы далеко не все. Разрешить
это противоречие и было призвано гражданское воспитание. Выдвигались следующие цели: подготовить подрастающее поколение к принятию на себя функции субъекта
народовластия, хозяина государства и труженика, сделать школу орудием духовного освобождения масс, чтобы ребенок учился в ней «быть хозяином жизни, творцом ее» (Н.К. Крупская).
Начало коллективизации сельского хозяйства и провозглашенное наступление социализма по всему фронту обозначили переход к новому периоду в жизни страны,
связанному с ростом культа личности, сокращением самодеятельных начал в жизни общества. Для развития гражданского воспитания в период с 1928 г. по март 1953 г. характерен возврат к
воспитанию доверия граждан к государству и безоговорочное принятие ими господствующих официальных ценностей и норм, ориентация на подвижничество. Понятие «гражданского воспитания»
било поглощено понятием
«коммунистическое воспитание», понятие гражданственность» отсутствовало в словарях и справочной литературе.
Для периода «оттепели» характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, обращение к идее трудовой политехнической школы, способной
наиболее успешно формировать гражданина. В трудах В.А. Сухомлинского вновь была поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания, показано, что гражданственность формируется
на основе выработке простых норм нравственности – чести. Человечности, трудолюбия.
Для периода 1985 – 1993 г.г. характерен кризис гражданского воспитания в связи с коренной и нередко безосновательной ломкой всего созданного ранее,
провозглашением тезиса о самоценности личности в отрыве ее от гражданской ответственности.
Начиная с 1993 г. по настоящее время характеризуется становлением правового государства и гражданского общества. На этом этапе закрепилось определение
гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, цель гражданского воспитания
стала обозначаться как становления молодежи в качестве субъекта народовластия, т.е.педагогическая мысль на новом уровне вернулась к тезису 1920-х. г.г. о гражданине как субъекте
народовластия.
В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы
патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации
общества и укрепления государства.
В основу политики формирования патриотического сознания граждан положена организация государственной системы гражданско-патриотического воспитания. К системе
гражданско - патриотического воспитания отнесены: формирование и развитие в образовательных учреждениях всех типов таких социально значимых ценностей, как гражданственность и
патриотизм; массовая патриотическая работа, осуществляемая государственными структурами и
деятельность СМИ, научных организаций, творческих союзо...