Восстановительное обучение при разных формах афазии и дизартрии

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Восстановительное обучение при разных формах афазии и дизартрии

    ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ

    ОБУЧЕНИЕ

    ПРИ

    РАЗНЫХ ФОРМАХ

    АФАЗИИ.

    Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга–способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и

    обходные компенсаторные механизмы.

    Прямые растормаживающие методы работы в основном используются в индивидуальной стадии заболевания и рассчитаны на активизацию резервных внутрифункциональных возможностей.

    Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный

    эффект достигается за счёт введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций…

    Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания.

    Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определённые задачи и соответствующие им методы работы,

    дифференцированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи, но восстановительная

    работа в ней должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.

    Кроме того, восстановительное обучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативных способностей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только

    на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.

    МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА

    1. Стадия грубых расстройств

    произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счёт, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с «жёстким» контекстом),

    моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);

    2. Стадия расстройств средней степени выраженности

    3. Стадия

    лёгких расстройств

    5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

    МОТОРНАЯ

    АФАЗИЯ

    ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА

    1. Стадия

    грубых

    расстройств

    Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

    2. Стадия расстройств средней степени выраженности

    - выработка артикуляторных переключений в пределах слога:

    СТ

    РЕ

    ЦЕПТ

    S (субъект) + Р (предикат);

    S+Р+О (объект) с привлечением внешних опор–фишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикативного центра фразы; экстериоризация его смысловых связей;

    3. Стадия

    лёгких

    расстройств

    Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной моторной афазии.

    При восстановлении письменной речи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоятельная задача выработки связи «артикулема–графема».

    Акцент делается на:

    ДИНАМИЧЕСКАЯ

    АФАЗИЯ

    1.Стадия

    грубых

    расстройств

    «кто там?», «тише!» и т.д.

    (см. п. 2 разд. «Расстройства средней степени выраженности при эфферентной моторной афазии»–в программе восстановит.обучения)

    2. Стадия

    расстройств

    средней

    степени

    выраженности

    «В магазине»–диалог покупателя и продавца, «В сберкассе»,

    «В ателье» и т.д.

    (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями

    3. Стадия

    расстройств

    лёгкой

    степени

    выраженности

    СЕНСОРНАЯ

    АФАЗИЯ

    1. Стадия

    грубых

    расстройств

    2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

    3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

    2.Стадия

    расстройств

    средней

    степени

    одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;

    различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;

    Стадия

    лёгких

    расстройств

    2.Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

    3.Коррекция устной речи:

    4.Дальнейшее восстановление чтения и письма:

    АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ

    АФАЗИЯ

    Стадия

    расстройств средней и лёгкой степени выраженности

    СЕМАНТИЧЕСКАЯ

    АФАЗИЯ

    Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности

    значение.

    Московский

    государственный

    педагогический

    университет

    Предмет: ЛОГОПЕДИЯ

    РЕФЕРАТ на тему: Восстановительное обучение при разных

    формах афазии.

    Исполнитель: студ.деф.фак,3к,311гр.

    Увадьева М.С.

    Научный руководитель: к.п.н.–

    Давидович

    Л.Р.

    МОСКВА, 2003г.

    ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ И МЕТОДЫ

    ИХ КОРРЕКЦИИ.

    Дизартрия–нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение

    звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

    Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств,

    различного рода синкинезий, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания; расстройства голосообразования.

    Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темп речи, который может быть ускоренным (тахилалия) или (чаще) замедленным (брадилалия). Иногда отмечаются чередования

    ускоренного и замедленного темпа речи. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски

    звуков, слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычно тихий, часто неравномерный–то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый, часто хриплый. При

    дизартрии нарушения лексико-грамматической стороны речи не являются ведущими. Однако поражение двигательных механизмов речи в доречевом периоде в сочетании с сенсорными расстройствами

    может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всех звеньев речевого развития ребёнка с церебральным параличом.

    У детей с церебральным параличом дизартрия нередко сочетается со снижением слуха, часто отмечается недоразвитие фонематического слуха.

    В основу классификации дизартрии положен принцип локализации, синдромологический подход. Кроме того, учитывается степень понятности речи для окружающих.

    На основе принципа локализации различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую формы дизартрии.

    На основе синдромологического подхода выделяют спастико-паретическую, спастико-ригидную, гиперкинетическую и атактическую

    формы дизартрии.

    Наблюдения показывают, что более целесообразной является классификация по принципу локализации ввиду большей диагностической чёткости различных форм дизартрии. Кроме того, системный

    подход к их анализу даёт возможность вести логопедическую работу более дифференцированно. Синдромологическая оценка характера нарушения артикуляционной моторики представляет

    значительную диагностическую сложность для невропатолога. Она не производится логопедом, так как в её основе лежит тонкая дифференциация неврологических синдромов… В ряде случаев

    полезно сочетать оба подхода.

    Клинические формы дизартрии

    Бульбарная дизартрия. Характер поражения мозга. Одностороннее (право- или левостороннее) или дву...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены