ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Реферат
Тема: ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
v\\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Ольга
admin_fox
2008-11-07T11:01:00Z
2008-11-28T13:05:00Z
2008-11-28T13:05:00Z
6844
39014
Home
45767
12.00
false
false
false
false
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:\"Обычная таблица\";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-unhide:no;
mso-style-parent:\"\";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:\"Times New Roman\",\"serif\";}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:\"Сетка таблицы\";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-unhide:no;
border:solid windowtext 1.0pt;
mso-border-alt:solid windowtext .5pt;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;
mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:\"Times New Roman\",\"serif\";}
Оглавление
стр
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Психолого-педагогический анализ проблемы
1.1.
Исторический экскурс в изучении самооценки……………….5
1.2.
Описание диагностических подходов и методик к изучению взаимосвязи успешности бучения и самооценки младшего
школьника……………………………………………………….. 9
1.3.
Определение перспектив исследования «Влияния успешности
обучения на самооценку младшего
школьника»……………...12
ГЛАВА 2. Организация собственного исследования………………………...13
ГЛАВА 3. Результаты исследования…………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………...33
Выводы…………………………………………………………………………
Библиография…………………………………………………………………...36
Введение
Традиционно в практике школьного обучения основное внимание уделяется знаниям и умениям. Личностное развитие детей оказывается не столь
значимо для педагогов, поскольку оно не оценивается и не определяет качество их работы. Однако я считаю, что связь между успешностью обучения и личностным развитием ребёнка
существует.
Формирование у младших школьников адекватной положительной самооценки в связи с учебными достижениями влияет на отношение к школе и к
процессу обучения в целом, способствует становлению интересов, формированию жизненной позиции, выступает как значимый этап развития личности учащихся, который должен быть понимаем
педагогом как одна из важнейших задач на начальном этапе обучения.
Цель
– изучение связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой
послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяют особенности и уровень самооценки.
Задачи:
Дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания.
Описать особенности самооценки младшего школьника.
Проследить связь между самооценкой и успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Предмет
– связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Объект
– процесс развития самооценки младших школьников.
Методы:
Анализ литературы;
Эмпирические методы исследования – эксперимент, тестирование.
Методы обработки и анализа полученных результатов.
Методики:
Методика «Дембо – Рубинштейн», цель – диагностика частных и общей самооценок (самооценка умственных способностей, характера, авторитета у
сверстников, умелости рук, внешности, уверенности в себе).
2) Личностный дифференциал, цель – выявление социально-психологических свойств личности и её самосознания, а также самооценки и уровня
притязаний.
3) Тест Векслера, цель - выявления интеллектуально одаренных лиц, причин неуспеваемости, диагностики умственной отсталости, уточнения
клинической картины некоторых нервно-психических заболеваний (детский вариант).
Также были использованы: наблюдение, цель – выявление познавательной активности в процессе психодиагностического обследования; бесе,
цель – выявление индивидуальных проявлений отношения к своим удачам и неудачам в учёбе.
Эксперимент проводился в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Шатуры Московской
области.
ГЛАВА 1. Психолого-педагогический анализ становления самооценки в младшем школьном возрасте
1.1. Исторический экскурс в изучении самооценки
В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием; наиболее полную
разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в
зарубежной — У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и
закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и
деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего
мира [3].
Как личностному образованию самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности — ее возможностей,
направленности, активности, общественной значимости. Констатируется, что принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как
механизма саморегуляции и совершенствования личности.
Ведущая роль отводится самооценке и в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса,
показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции
самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себя.
Итак, в исследованиях решаются проблемы, с одной стороны, связи личности и самооценки, с другой — самосознания и самооценки. Эти
разные подходы к раскрытию сущности самооценки отнюдь не противоречат друг другу, а лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в
развитие и функционирование различных психических проявлений личности [3].
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и
проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его
делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества [9].
Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формиро...