Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении предмета "Хранение плодов и овощей"
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Реферат
Тема: Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении предмета "Хранение плодов и овощей"
Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ:
Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении предмета «Хранение плодов и овощей»
Выполнила преподаватель
Жиличского государственного
Сельскохозяйственного колледжа
Пенязь Алла Аркадьевна
Содержание
Введение
Проблема контроля знаний в психолого-педагогической литературе
1.1. Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе
1.2. Типы, виды, формы и методы контроля знаний
Система видов и методов контроля знаний учащихся при изучении
учебной дисциплины «Хранение плодов и овощей»
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его
правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не
только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный
контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей
обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися
изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.
Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт накопленный в этой области богат и разнообразен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по
проблеме контроля знаний учащихся. Эта система сведений применена при изучении предмета «Хранение плодов и овощей».
Цель исследования: разработать и экспериментально проверить систему
контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Объект исследования: процесс обучения в сельскохозяйственном колледже.
Предмет исследования:
различные
формы
контроля
знаний
учащихся
по
предмету «Хранение плодов и овощей».
Без хорошо
налаженной проверки
своевременной
оценки результатов
нельзя
говорить об эффективности обучения.
В ходе исследования выдвинута гипотиза:
«Если
преподаватель
будет
систематически,
всесторонне
использовать
различные
формы
контроля
знаний
умений,
то
будет
повышаться
заинтересованность
учащихся
изучении предмета, а
следовательно
будет
повышаться и качество обучения».
Задачами данной работы являются:
Изучение литературы по проблеме контроля знаний учащихся.
Систематизирование
накопленных
сведений
по проблеме контроля знаний
учащихся.
Разработка
методики
применения различных
форм
контроля
по
предмету
«Хранение плодов и овощей».
Проблема контроля знаний в психолого-педагогической
литературе
1.1. Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе
Основная
цель
контроля
знаний
умений
состоит
обнаружении
достижений,
успехов
учащихся,
указании
путей
совершенствования,
углубления
знаний,
умений,
тем,
чтобы
создавались
условия
для
последующего включения студентов в активную творческую деятельность.
Эта
цель
первую
очередь
связана
с определением качества усвоения
учащимися учебного
материала – уровня
овладения
знаниями, умениями
навыками
предусмотренных
программой
по
предмету.
Во-вторых,
конкретизация
основной
цели
контроля
связана
обучением студентов
приемам
взаимоконтроля
самоконтроля, формированием
потребности
самоконтроле
взаимоконтроле.
В-третьих,
эта
цель
предполагает
воспитание
учащихся
таких
качеств
личности,
как
ответственность
за
выполненную работу, проявление инициативы.
Если
перечисленные
цели
контроля
знаний
умений
реализовать,
то
можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
Контролирующую
Обучающую
Диагностическую
Прогностическую
Развивающую
Ориентирующую
Воспитывающую
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности,
навыков рационального учебного труда.
При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками,
изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств
обучения.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не
только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения
более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.
Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере
ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и
средств обучения.
Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе
определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала ( раздела, темы ).
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки
данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих
способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов.
Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен
учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Вскрывая...