Вентцель К.Н.

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Вентцель К.Н.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

    ГОУ ВПО УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

    РЕФЕРАТ

    по курсу: история педагогики

    на тему: К.Н. Вентцель

    Выполнил:

    студент гр. 17-41

    Салин Р.И.

    Проверил:

    Белокрылова Н.В.

    Ижевск, 2009

    Согласно общепринятому определению, Вентцель Константин (см. Константин) Николаевич [24.11(6.12).1857-10.3.1947, Москва (см.

    Москва)], русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885-87). В годы 1-й

    мировой войны выступал против милитаризма и шовинизма. По своим философским воззрениям В. идеалист; его философское кредо выражено в работе \"Этика (см. Этика) и педагогика творческой

    личности\" (т. 1-2, 1911-12). В. принимал активное участие в работе Педагогического (см. Педагог) общества. В 1896 появилась первая самостоятельная работа В. по педагогике - \"Основные

    задачи нравственного воспитания\". Педагогическая (см. Педагог) концепция В. (в основном изложена в книге \"Борьба за свободную школу\", 1906) выражала протест демократической русской

    интеллигенции против удушающей атмосферы, царившей в обществе и школе при самодержавии. В духовном и нравственном усовершенствовании людей он видел основу для создания нового общества

    и в этой связи разрабатывал теорию \"свободного воспитания\". Исходя (см. Исход) из того, что воля, а не интеллект, является основой духовной жизни, В. недооценивал умственное

    образование. Он критиковал дореволюционную школу за то, что в ней изучался определённый обязательный круг учебных предметов, расположенных в известном систематическом порядке. Он

    полагал, что ребёнок должен получать столько знаний, сколько желает, и приобретать их тогда, когда в этом почувствуется потребность. Школе В. противопоставлял \"Дом (см. Дом)

    свободного ребёнка\". В педагогических взглядах В. были и рациональные зёрна, в частности он справедливо рассматривал труд как мощное средство нравственного воспитания. Не понимая

    того, что после победы Великой Октябрьской социалистической революции появились новые общественные условия для создания подлинно свободной школы, В. продолжал некоторое время

    отстаивать идею \"автономии\" школы от государства и проповедовать аполитичность воспитания. В 1919-22 В. работал в Воронежском губернском отделе народного образования, читал лекции в

    Воронежском университете и активно участвовал в организации института народного образования. Его рукописные мемуары \"Пережитое, перечувствованное и сделанное\", датированные 1932,

    хранятся в научном архиве АПН (см. АПН) СССР (см. СССР).? Ф. Ф. Королев.

    Творчество К. Н. Вентцеля (1857-1947) явило собой уникальный пример синтеза двух великих идей, получивших распространение а мировой и

    отечественной культуре в конце XIX — начале XX веков, и вновь с новой силой возродившихся в последние десятилетия.

    Выдающийся мыслитель и педагог, наследие которого несомненно еще будет по достоинству оценено потомками, Вентцель был одним из

    наиболее ярких и талантливых теоретиков свободного воспитания Двигаясь от личности ребенка, от требования создать максимально благоприятные условия для его свободного творческого

    индивидуального развития, Вентцель пришел к идее космического воспитания. Он понимал личность как неотъем­лемую часть всеобъемлющего целостного Космоса, исходил из нерас­торжимости и

    органического единства Человека, Человечества и Вселенной. Вентцель стал в один ряд с теми русскими мыслителями — В. И. Вернадским, В. В. Докучаевым, Н. Ф. Федоровым, К. Э.

    Циолковским, А. А. Чижевским, — в концепциях которых человек рассматривался как существо, неотделимое от Природы, активно и непосредственно участвующее в жизни Космоса.

    Первый шаг к разработке идей космической педагогики Вентцель сделал в конце 10-х — начале 20-х годов, что нашло свое отражение в его

    главном, к сожалению, до сих пор не опубликованном труде “Религия Творческой Жизни” (1923 г.). Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими, Вентцель пришел к выводу о

    необходимости создания новой религии, которую он называл Рели­гией Живого Творческого Развивающегося Бога — Единой Целостной Жизни и Вселенной. Трактуя новую философию религии как

    творчес­кое жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духов­но освобожденного человека, которое допускает бесконечное разно­образие индивидуальных форм своего выражения, он

    подчеркивал, что это религия отрицает какой бы то ни был догматизм. По замыслу Вентцеля, она должна была строиться на цельном, едином, гармони­ческом сознании свободной творческой

    личности, расширяющемся во все стороны, достигающем наибольшего своего выражения и глубины. Эта религия не требовала установления какой-либо церкви как особой формы общественного

    соединения лиц, исповедующих ее. Она должна была носить антицерковный характер, потому что церковь и все, что по духу похоже на нее, по мнению мыслителя-гуманиста, есть не что иное,

    как вид организованного духовного насилия над человеческими душами, в связи с этим он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней творческой эволюцией жизни,

    Культа Единого Творческого Человечества или Истории.

    По тому у Вентцеля, культ должен был достигаться тем оформлением, в котором получит свое символическое выражение новое творческое жизнепонимание. Фор­мулирую

    психолого-педагогические основы новой религии он утверждал, что в Культе творческой личности важнейшую роль будет играть Культ ребенка, потому что Ребенок является тем, через что

    жизнь человечества постоянно сохраняет свежесть и молодость. В Культе Ребенка Вентцель видел: ту субстанцию, которая не дает человечеству стариться, придает его существованию характер

    длящейся и никогда не кончающейся весны. Вместе с тем, постоянно подчеркивал, что эти формы Культа не будут иметь ничего общего с культами старых религий, они будут служить только

    самым чистым, естественным и свободным, уверения

    благоговения, которое вызывает у нас Вселенная и Ребенок,- кок снежный росток той личности, из которой должно вырасти Творческой Личность при заботливом уходе и

    надлежащем воспитании” (Научный мир

    РАО^ Ф. 23, оп. 1, ел хр. 1, п. 468-469).

    Вентцель был одновременно и прозорливыми в достаточной степени наивным человеком. Он совершенно отчетливо представлял, что происходит

    в стране после Октябрьской революции. Так, он писал в неопубликованной статье “Религия и нравственность”. История последнего времени явила ном в сфере политической деятельности образ

    людей, одержимых манией спасения людей для земного царства и для достижения этой цели, подобно фанатикам религиозной веры. не останавливающихся ни перед чем, перед совершением даже

    ужасных

    преступлений, которые только загипнотизированы?”“ людям могут казаться не преступлениями, а геройскими поступками” ^Научный архив РАО, ф. 23, оп. }, ед. хр. М, л.

    ] ]2^.

    И, вместе с тем, Вентцель зимой 1922 г. начал читать курс лекций по Релипчи Творческой ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены