Безнадзорность, как социальное явление
Дисциплина: ПедагогикаТип работы: Реферат
Тема: Безнадзорность, как социальное явление
Введение.
В ходе недавнего телемоста с Президентом страны один из заданных ему вопросов касался современных беспризорников.
Вот что он ответил на этот вопрос:
«Да, проблема острая, очень чувствительная для всех нас», - сказал Владимир Путин. - « И она связана с известными тяжелыми событиями начала 90-х, середины 90-х годов, связана с
подрывом института семьи как таковой. Ведь очень много беспризорных детей при живых родителях - в отличие от ситуации в то время, о котором вы вспомнили, после Гражданской войны.
Там-то беспризорники появлялись в связи с тем, что родители погибли на фронтах Первой мировой или Гражданской войны, а здесь очень много беспризорных детей при живых родителях. Вот в
чем проблема. Но чем бы она ни была вызвана, она есть, и, конечно, государство должно обратить на это больше внимания, чем обращало до сих пор. Хотя, вы знаете, наверное, я постоянно
ставил перед Правительством эти вопросы. У нас существует программа решения этого вопроса, будут выделяться соответствующие средства и ресурсы, в том числе на укрепление приемных
семей, хотя здесь у меня очень много вопросов и по укреплению института усыновления, укреплению детских домов. Все это планируется, и мы, конечно, это будем делать».
Что можно добавить к словам Путина?
По данным Генеральной прокуратуры России, сегодня в стране порядка 2 миллионов беспризорников со всех концов бывшего СССР, в том числе, конечно, из районов, опаленных войной. У
кого-то из этих детей родители погибли. У других мамы и папы потеряли жилье и сами оказались под мостом. Многие дети жили в семьях алкоголиков и наркоманов, подвергались побоям и, не
выдержав «прелестей» домашнего очага, сбежали в «чисто поле». Причины детской бездомности разные, общий только результат: месяцы и годы жизни на вокзалах, в подвалах и теплотрассах,
без нормального питания, без образования, без надежды на то, что мир когда-нибудь повернется к тебе лицом. Впрочем, образование-то как раз все желающие получат, правда, весьма
специфическое, в криминальной среде.
Не так давно министр внутренних дел Рашид Нургалиев сказал, что страна переживает третью - после Гражданской и Отечественной войны - волну беспризорности. Общая ситуация в
«молодой России» такова, что даже по самым скромным подсчетам, в стране сегодня 2 миллиона неграмотных подростков, свыше 6 миллионов несовершеннолетних находится в социально
неблагоприятных условиях. Общее количество смертей от наркотиков в России по сравнению с 1980-ми годами выросло в 12 раз, среди несовершеннолетних - в 42 раза. Беспокойство вызывает
рост детской преступности: в 2005 году было зарегистрировано более 154 тысяч преступлений совершенных подростками, на 6,2 процента больше, чем за год до этого. В этой мрачной
статистике весьма значительный процент приходится на долю юных бродяг. Именно они представляют собой самую серьезную «группу риска». Исходя из
всего вышесказанного, данная тема кажется мне весьма актуальной в реалиях времени.
Цель работы состоит в том, чтобы
исследовать не только суть этой социальной проблемы, но и глубинные причины её формирования.
Для решения поставленной цели мной была изучена и
проанализирована специальная и учебная литература по социологии и социальной педагогике, были исследованы данные периодической печати, самые точные показатели статистики
были получены в глобальной сети Интернет.
В своей работе мне хотелось ответить на следующие вопросы:
С чего началась беспризорность в нашей стране?
Что государство делает, для того чтобы уменьшить количество бездомных детей?
Чего можно ожидать от детей, которые выросли в подвалах и на чердаках?
1.Истоки вопроса беспризорности.
1.1. Сироты в годы Гражданской войны.
Октябрьский переворот окончательно разрушает зарождавшуюся
в России систему призрения беспризорных. В условиях хаоса и разгорающейся
Гражданской войны не было власти, которой было бы дело до интересов детей. Разоряются и закрываются лавки и мастерские, традиционно использовавшие труд
подростков, которых теперь выставляют на улицу. Население крупных
городов стремительно нищает, становится еще труднее прокормить семью.
Отдельную проблему составляют дети репрессированных. Их отправляют
к родственникам, но тем тоже часто приходится туго, и они не всегда могут позаботиться о ребенке или - что довольно часто случалось - про детей забывали
вовсе.
Если, по данным переписи земских врачей на 1913 год, полные сироты составляют не более 25%, то к 1918 году полные сироты среди беспризорных составляют уже 40-45%, и таким
образом в беспризорной среде снова превалируют сироты, лишившиеся родителей из-за войны, голода и революционных репрессий.
Дети рабочих оказываются в самом невыгодном положении, поскольку
у большинства из них не было в городе близких родственников, способных принять осиротевшего ребенка. Детей мещан чаще забирают в семьи родственники или друзья
погибших, но и они частенько пополняют ряды
уличных детей.
С первых лет Советской власти вся работа по защите прав детей, включая и борьбу с беспризорностью, была возложена на Совет защиты
детей. Однако Совет защиты детей Наркомпроса в эти годы - скорее номинальная организация, не располагающая сколько-нибудь реальными силами и возможностями.
К 20-му году рост беспризорности достигает апогея и приостанавливается. К этому времени сироты среди беспризорных
составляют уже более 60%, но точных данных по-прежнему нет, так как не
ведется даже грубого учета. Однако ситуация уже осознана, и
предпринимаются первые попытки регулярной борьбы с беспризорностью силами государства, но пока они больше похожи на борьбу не с беспризорностью, а с
беспризорниками.
И тут возникают новые обстоятельства. Кампания Советской власти по
продовольственному обеспечению - продразверстка 1920 года, последовавшая за ней засуха и неурожай, бестолковое управление продовольственным снабжением, создают крайне тяжелую
ситуацию на селе.
Дети массово теряют родителей и сами
гибнут от голода. По дорогам
бродят сотни голодных детей, они занимают крыши вагонов поездов южных направлений, штурмуют рынки и продовольственные пристани.
За два года (1920-1922) количество беспризорных выросло на порядок,
и снова меняется их социальный состав. Дети-сироты
составляют 70-60% от общего числа, и большинство их происходит из крестьян (до
40%). Среди беспризорных все больше становится детей из зажиточных семейств
кулаков, инженеров и дворян. Но главная проблема заключается в том, что
на фоне всеобщего обнищания, голода, отсутствия элементарных предметов
потребления, неэффективности денежного обращения основными способами
добывания пропитания становятся
криминальные. К этому моменту срок
неэффективной работы с беспризорностью (с 1915 по 1920 год) уже составляет 5 лет. Этого времени более чем достаточно, чтобы сформировалась новая устойчивая система
беспризорного быта, хорошо структурированная, со своим языком, традициями и нравами. За это время часть детей просто выросла в криминальной среде, помня о своем беспризорном опыте...