Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Реферат
    Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «САМАРСКИЙ ГОСДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов

    АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

    Квалификационная работа

    Выполнила слушатель

    дополнительной

    образовательной программы

    «Преподаватель»

    Мелёшкина Е.Г.

    ___________________

    специальности

    химия

    Научный руководитель

    к.х.н., доцент Колосова Е.А.

    __________________

    Работа защищена

    «__»_________________2011г.

    Оценка____________________

    Председатель ГАК

    д.п.н., профессор Бездухов В.П.

    __________________________

    Самара 2011

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Литературный обзор

    Активизация познавательной деятельности учащихся

    Уровни познавательной активности

    2.3. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся

    4. Факторы, побуждающие учащихся к активности

    2.5. Приемы активизации познавательной деятельности

    2.6. Методы активизации познавательной деятельности учащихся

    2.7. Активизация познавательного интереса на уроках химии

    . Экспериментальная часть

    3.1. Практическое применение методов активизации познавательной

    деятельности

    Заключение

    Список

    использованных

    источников

    1. ВВЕДЕНИЕ

    Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической

    науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности

    зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся [1].

    Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной

    деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним

    из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

    Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств

    активизации учащихся.

    В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной

    личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него

    ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

    Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от

    воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей

    предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

    Целью данной работы является анализ различных средств и методов активизации познавательной деятельности учащихся, а также их

    практическое применение.

    2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

    2.1. Активизация познавательной деятельности учащихся

    Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти.

    Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство

    содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия [3].

    Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение

    есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков,

    развитие их умственных сил и творческих способностей.

    Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она

    осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и

    художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение

    исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении

    [4].

    Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством

    выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

    Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а

    следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более

    полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и

    учащиеся: преподавание и учение [3].

    Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется

    активностью.

    Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом

    его деятельности.

    В структуре активности авторы [12] выделяются следующие компоненты:

    готовность выполнять учебные задания;

    стремление к самостоятельной деятельности;

    сознательность выполнения заданий;

    систематичность обучения;

    стремление повысить свой личный уровень и другие [5].

    С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность, которая связана

    с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга:

    более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

    Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс

    побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

    Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса [6].

    В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельно...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены