Эволюция исторического романа в творчестве В. Гюго от "Собора Парижской богоматери" и до "Девяносто третьего года"
Дисциплина: Русский язык и литератураТип работы: Реферат
Тема: Эволюция исторического романа в творчестве В. Гюго от "Собора Парижской богоматери" и до "Девяносто третьего года"
Реферат
На тему:
«Эволюция исторического романа в
творчестве В. Гюго от «Собора
Парижской богоматери» и
до «Девяносто третьего года».
Подготовила: Доценко Н.
Проверил: Кравченко В.И
План.
Вступление.
Эволюция поэтики в творчестве В.
Гюго.
А. Эволюция тематики и проблематики.
Б. Эволюция системы персонажей.
В. Эволюция пространственной и временной организации.
3. Заключение.
1. Вступление.
Виктор Гюго прошел длинный, увенчанный взлетами и падениями путь писателя-романтика, ознаменовав своим творчеством новую эпоху в литературе. Верность его романтизму как
художественному методу сохранялась в течение всей жизни, но сам Гюго вместе со своим веком, веком революций и народных восстаний, проделал знаменательную эволюцию в политических
убеждениях, что не могло не отразиться на творчестве писателя. «Революция литературная и революция политическая нашли во мне свое соединение»,- говорил сам писатель.
Так творчество писателя распалось на этапы. В начале своего творческого пути, в 30-е годы автор проявляет гениальное мастерство в умении
запечатлеть душевные движения и раздумья в необычайно конкретных, зримых образах, воплощает в произведениях свое контрастное видение мира. Но
революционные события 1848 года, а затем контрреволюционный государственный переворот 2 декабря 1851 года открыли собою новый этап в мировоззрении и творчестве
Гюго
Из этой духовно и политически напряженной жизни и проистекает новый характер или перевооружение романтизма Гюго второй половины XIX века, после известного кризиса, через который
он прошел в 40-е годы. Своеобразие второго периода Гюго заключается в том, что писатель вобрал в свое творчество многие черты и приемы реалистического искусства (изображение
социальной среды, вкус к документу, реализм детали, интерес к воспроизведению народного языка и другие), но при этом остался настоящим романтиком в самом лучшем значении этого слова.
Причем романтизм второго периода связан уже не с анархическими бунтарями-одиночками 30-х годов, а \"С массовыми народными движениями, с проблемой восстаний и революций, которыми
обогатился опыт политического изгнанника, международного борца и трибуна. Отсюда не только сатирический, но и эпический размах, который приобретает отныне романтическое творчество
Гюго.
Все это
коснулось, в первую очередь, его знаменитых исторических романов. Так, проза Виктора Гюго эволюционизировала от истории нравов до истории событий, исторической
конкретики, что ясно можно увидеть при сравнении двух романов («Собор Парижской богоматери» и «Девяносто третий год»). Сам же автор считал, что «историк нравов и идей облечен
миссией не менее трудной, чем историк событий. В распоряжении одного – поверхность цивилизации… Другому достаются ее недра, ее глубь… Это два порядка различных явлений, отвечающих
один другому, всегда взаимно подчиненных, а нередко порождающих друг друга». Так, В.Гюго в романе «Отверженные» выразил формулу собственного творчества.
Тем не менее, исторический роман, как и всякий другой жанр, подчиняется определенным принципам, особой поэтике. Это и особая тематика произведения, и система персонажей, и
пространственная и временная организация текста и
т.д.Так эти принципы исторического романа как жанра подвергаются трансформации в творчестве В. Гюго, и текст
произведений претерпевает эволюцию на всех уровнях.
1. Эволюция тематики и проблематики
Как правило, анализ любого текста начинается с определения тематики и проблематики, таким образом, справедливо в первую очередь
проследить как эволюционизирует тематика в творчестве писателя. Уже при рассмотрении этих двух литературных категорий наблюдается эволюция творческой мысли писателя, напрямую
связанная с эволюцией политических убеждений. Так от вечной тематики и проблематики автор приходит к конкретно-историческому изображению событий.
В творчестве Гюго тема и проблема всегда связана с образом народа. И в связи с трансформацией тематического уровня произведений трансформируется и образ народа, а точ...