П.Я. Чаадаев Философская концепция
Дисциплина: Русский язык и литератураТип работы: Реферат
Тема: П.Я. Чаадаев Философская концепция
ФИЛОСОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧААДАЕВА П.Я.
Петр Яковлевич Чаадаев является одним из ярких представи-
телей филосовской мысли Росии западнического направления.Он
всегда привлекал внимание историков руской мысли. Правда ранее
интерес этот вызывался больше одной стороной его творчества, -
его скептицизмом в отношении России, как это выразилось в
единственном из \"филосифических писем\" напечатанном при жизни
автора.Мировой читатель долгое время был лишен возможности уз-
нать развитие и суть филоствской концепции Чаадаева,так как
опубликовано было только одно письмо при жизни.Кроме того,
сами писема считались утерянными и найдены были только в 1935г.
несколько писем не было опубликовано,так как в них Чаадаев по-
ложительно отзывается о религии.
Перейдем к изучению концепции Чаадаева.
Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом,
поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив центре всего
его религиозную установку.Не смотря на религиозность, Чаадаев
не является богословом, он сам говорит:\" Я, благодарение Богу,
не богослов и не законник, а просто христианский философ\".
У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная, нату-
ра искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, не
случайной а всецело и до конца воодушевленной христианством.
Если один из величайшихмистиков христианского Востока(св. Иса-
ак Сирианин) глубоко чувствовал \"пламень вещей\", то к Чаадаеву
можно применить эти замечательные слова так: он глубоко чувс-
твовал \"пламень истории\", ее священное течение, ее мистическую
сферу. В теургическом восприятии и понимании истории - все
своеобразие и особенность Чаадаева.По теургической установке,
Царство Божие строится при живом участии людей.Основная богос-
Царства Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в исто-
рическом воплощении, как Церковь.Действие христианства в исто-
рии во многом остается таинственным, по мысти Чаадаева, ибо
действующая сила христианства заключена в \"таинственном его
- 2 -
единстве\"(т.е. в Церкви).
Исходя из теургической оновы сыоей концепции, Чаадаев ре-
шительно защищает свободу человека, ответственности его за ис-
торию(хотя исторический процесс таинствено и движется Промыс-
лом), и поэтому решительно выражает против \"суеверной идеи
повседневного вмешательства Бога\". Чем сильнее чувствует Чаа-
даев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает от-
ветственность и свободу человека.Но здесь его философские пос-
троения опираются на его антропологию, к краткому изложению
которой мы сейчас и перейдем.
\"Жизнь (человека, как) духовного существа,- писал Чаадаев
в одном из своих \"Философических писем\",- обнимает собой два
мира, из которых один только нам ведом\".Одной стороной челов-
век принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - но
от \"животного\" начала к \"разумному не может быть эволюции\".
Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется бла-
годаря социальной среде.Человек глубочаеше связан с обществом
бесчисленными нитями, живет обной жизнью с ним.Без сляния и
общения с другими людьми мы были бы с дества лишены разумности
и не отличались бы от животных. Из этого признания существен-
ной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычай-
но важные выводы.Прежде всего,\"происхождение\" человеческого
разума не может быть понято иначе, как только в признании, что
социальное общение уже заключает в себе духовное начало, -
иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум в
новых человеческих существах , но свет разумности хранится и
передается через социальную среду.С одной стороны, индивиду-
альное эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально
входит в человека от общения с людьми,с существе своем исходит
от того, что выше людей - от Бога.
Из этой двойной зависимости человека(от социальной среды,
от Бога)происходит не только пробуждение разума в человеке, но
здесь же находятся и корни его морального сознания.\"Все бдаго,
которое мы совершаем, есть следствие присущей нам способности
...