Лермонтов
Дисциплина: Русский язык и литератураТип работы: Реферат
Тема: Лермонтов
Композиционное своеобразие романа \"Герой нашего времени\".
Композиционная сложность
романа
неразрывна
связана
психологической сложностью
образа
главного
героя.
Неоднозначность характера
Печорина,
противоречивость
этого
образа выявлялась
не только в исследовании самого его духовного
мира, но
и в соотнесении героя с остальными персонажами. Именно
поэтому Лермонтов
не
сразу
нашел
композиционное
решение
романа, согласно
которому читатель постепенно
приближается
герою.
Композиция романа подчинена логике раскрытия образа
главного
героя. В
первой
части
мы
видим
Печорина
глазами Максима
Максимыча. Этот
человек искренне
привязан
Печорину,
но
духовно глубоко
ему
чужд.
Их
разделяет
не только разница
социального положения и
возраст.
Они
люди
принципиально
различных типов
сознания
дети
разных
эпох.
Для штабс -
капитана, старого
кавказца,
его молодой
приятель
явление
чужеродное , странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максим
Максимыча Печорин
предстает
как
человек
загадочный
таинственный.
Максим Максимыч неслучайно выбран первым рассказчиком. Его образ
- один из важнейших в романе , ибо этот человеческий тип очень
характерен для
России
первой
половины
минувшего
века.
условиях вечной
войны
формировался
новый
тип
\"русского
кавказца\" - чаще всего это были
люди,
подобные
Ермолову
превыше всего ставящие закон силы и власти ,
и их подчиненные
- добрые,
искренние и
нерассуждающие
воины.
Такой
тип
воплощен в образе Максима Максимыча.
Кавказ называли \"теплой Сибирью\", куда в действующую армию
ссылали неугодных
частности и многих декабристов.
На
Кавказ ехали и молодые люди
жажде
побывать
\"настоящем
деле\" ,
туда стремились и как в экзотическую страну чудес, в
край свободы...
Эти черты
Кавказа
так
или иначе сродни Печорину:
в нем есть
нечто от черкеса (его безумная скачка
на
коне
по
горам
без
дороги после
первом
он естествен в кругу
княжны Лиговской.
Единственный человек с кем
Печорина
нет
ничего общего,
это Максим Максимыч.
Лапши разных поколений,
разных эпох и разных типов сознания, штабс- капитан и
Печорин
абсолютно чужды
друг
другу.
Потому
запомнился
Максиму
Максимычу его давний подчиненный,
что так и не смог он понять,
разгадать его.
В рассказе Максима Максимыча Печорин предстает
романтическим героем, встреча с которым стала одним из ярчайших
событий в
его
тогда
как
для
Печорина
сам
штабс-капитан, и
история с Бэлой - лишь эпизод в
ряду
других.
Даже при
случайной
встрече,
когда
Максим
Максимыч
готов
кинуться ему в объятия,
Печорину не
чем
ним
говорить:
вспоминать Бэлу
болезненно,
рассказать старому приятелю -
нечего... \"Мне пора Максим Максимыч.\" Итак, из новеллы \"Бэла\"
(кстати, написанной позже других)
мы узнаем о существовании
некоего Печорина - героя романтической истории
черкешенкой.
Зачем Печорину
понадобилась
почему,
едва добившись ее
любви, он
отчего
бросился
отбивать
ее
Казбича (ведь
что мучило его у постели умирающей
Бэлы и
почему
засмеялся
когда
добрейший
Максим
Максимыч
попытался его
утешить?
Печорине - \'все тайна, поведение героя читатель волен объяснять
в меру
собственного
воображения.
В главе \"Максим Максимыч\"
завеса тайны
начинает
приподниматься.
Место
рассказчика
занимает давешний
слушатель
штабс-капитана,
путешествующий
офицер. И
таинственному герою \"кавказской
новеллы\"
придаются
какие-то живые черты,
его воздушный и загадочный образ начинает
обретать плоть
кровь.
Странствующий
офицер
не
просто
описывает Печорина
он
дает
психологический
портрет.
Он -
человек того же поколения и близкого,
вероятно,
круга.
Если
Максим Максимыч
ужаснулся,
услышав от Печорина о томящей его
скуке: \"...жизнь моя становится пустее день ото дня...\", то его
слушатель принял
эти слова без ужаса как вполне естественные:
\"Я отвечал,
что много есть людей,
что
есть, вероятно,
и такие, которые говорят правду...\" И поэтому
д...