География в жизни и творчестве А.С. Пушкина

    Дисциплина: Русский язык и литература
    Тип работы: Реферат
    Тема: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина

    Дмитровская школа №10

    с углублённым изучением предметов

    Реферат

    По предмету: «Литература»

    На тему: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

    ученика: Чистякова Максима 9

    «Б» класса.

    преподаватель: Кузнецова Любовь Борисовна.

    июнь 2001 год

    Содержание

    1. Введение………………………………………………………. 3

    2. А.С. Пушкин «великий путешественник»……..…………… 5

    3. «Россия слишком мало известна русским»…………………..6

    4. Путешествие в Арзрум………………………………………...7

    5. Петербург, Москва, Подмосковье ………………..………….11

    6. Южная ссылка…………………………………………………13

    7. Михайловское………………………………………………….14

    8. Географы-исследователи—друзья Пушкина……..………….18

    9. «И друг степей калмык»………………………………………19

    10. Топонимика пушкинских мест

    Псковская область…………..…………………….………………23

    11.Приложение……………………………………………...…….26

    12.Список использованной литературы…………………………28

    Есть

    два разряда путешествий:

    Один — пускаться с места вдаль,

    Другой — сидеть себе на месте,

    Листать

    обратно календарь.

    А.Т. Твардовский

    Путешествие — литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников,

    заметок, очерков и так далее.

    Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить фи­лософские, публицистические, психологические и

    другие задачи. Это могут быть также повествова­ния о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).

    Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием.

    Исторические вехи развития.

    а) Странствующий герой ак­тивно перемещается в пространстве как наблю­датель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям):

    — Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) — о путешествии на Восток, в Китай.

    — Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — об индийских впечатлениях.

    — Тур Хейердал, норвежский учёный-путе­шественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы — о культуре о. Пасхи.

    б) При восприятии читате­лем литературного путешествия его внимание пе­реместилось на чувства и переживания стран­ствующего, внешние элементы перемещения в про­странстве уже не имели

    решающего значения.

    — Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

    Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а «духовные ски­тания» романтического героя

    показаны как «бегство»

    — Лермонтов. «Герой нашего времени»;

    Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя.

    Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется.

    — Сервантес. «Дон Кихот» — пародия на рыцарское путешествие.

    — В.Ерофеев в поэме «Москва—Петушки» пародирует Радищева.

    Многообразие жанровых форм.

    1. Собственно путешествие (путевой дневник).

    — Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).

    2. Разновидность поэмы, сюжетной и компози­ционной основой которой становится путешествие.

    — Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

    3. Роман.

    — М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

    4. Основная часть произведения.

    — «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».

    5. Очерк

    — Пушкин. «Путешествие в Арзрум».

    6. Свободное повествование.

    Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, ав­торские размышления и поток сознания героя.

    Основные элементы путешествия.

    Что является необходимым, обязательным ат­рибутом перемещения в пространстве и времени?

    — люди: этнографические наблюдения, диа­логи, лица, рассказы, исповеди;

    — сценки:

    — вкусовые ощущения.

    — Внешние впечатления — чувство, оценка увиденного-общечеловеческий (публицистический) вывод.

    Следовательно, литературное путешествие отно­сятся к художественно-публицистическим жанрам.

    Писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, та­кие, которые важны ему и которые, вероятно, заин­тересуют читателя. При этом странст...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены