Общественное движение "Просвещение"
Дисциплина: КультурологияТип работы: Реферат
Тема: Общественное движение "Просвещение"
Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и
Америки,
связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием
разложения феодальных и утверждения капиталистических
производствен-
ных отношений. Оно получило распространение в основном в период меяж-
ду \"славной революцией\" 1688 г,
в Англии и революцией 1789-1790
гг,
во Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусс-
тве,
политике (\"просвещенный абсолютизм), но главным образом в исто-
рии общественно-политической мысли и общественного движения.
При всем
разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в
его оценке как передового,
новаторского явления,
Например, Имманунл
Кант
понимал
Просвещение как попытку использовать разум в интересах
морального и интеллектуального раскрепощения личности,
а Фридрих Эн-
гельс
усматривал
в нем идеологическую подготовку буржуазных револю-
ций.
Среди представителей Просвещения встречались материалисты и иде-
алисты,
сторонники рационализма (признававшие разум основой познания
поведения людей),
сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже
Божественного провидения (уповавшие на волю Бога),Часть из них верила
неизбежный
прогресс человечества,
другая - рассматривала историю
как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просве-
тителей
не мешали большинству из них оставаться противниками насилия
и революций.
Их индивидуализм поразительным образом уживался с
кол-
лективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками комму-
низма.
Как течение
общественной мысли Просвещение несомненно представ-
ляло собой некое единство.
Заключалось оно в
особом
умонастроении,
интеллектуальных склонностях и предпочтениях.
Речь идет прежде всего
о целях и идеалах Просвещения,
таких,
как свобода, благосостояние и
счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаме-
нитом вольнодумстве,
критическом отношении к авторитетам всякого ро-
да, не приятии догм.
Именно разномыслие прооветителей,
объедененных общими целями
идеалами,
явилось предпосылкой исключительной плодотворности их тео-
ретической деятельности.В нескончаемых спорах между ними
рождались и
оттачивались современные концепции прав человека и гражданина,
граж-
данского обццества и плюралистической демократии,правового
государс-
тва
разделения властей,
рыночной экономики и этики индивидуализ-
ма.За попытки пренебречь этим наследием народы
многих
стран
дорого
поплатилноь в XIX и XX вв.
Просветители вовсе не были
мечтателями,витающими
облаках.Их
духовные
запросы и интересы большей частью были тесно связаны о зло-
бодневными проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной
дея-
тельности,
видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику
- 2 -
правительств.Почти все они пользовались
известностью
как
писатели,
публицисты, университетские преподаватели или политические деятели.
Просветители происходпли из разных классов и сословий:
аристок-
ратии,
дворян,
духовенотва,
служащих,
торгово-промышленных
кру-
гов.Разнообразны были и условия,
в которых они жили.В XVIII в. ниве-
лирующее
воздействие
цивилизации
едва
ощущалось,
и народы сильно
отличались по уровню экономического развития,
политической организа-
ции и культурным традициям.
Все это с неизбежностью приводило к раз-
личиям во взглядах просветителей.
В каждой
стране
просветительское
движение несло печать национальной самобытности.
В Англии в ХVII-ХVIII вв.
после революции
гражданских
войн
сгладились
вопиющие
противоречия.Развитие парламентаризма привело к
упрочению правовых форм политической борьбы.Бурный рост числа и тира-
жей периодических изданий способствовал повышению культурного и обра-
зовательного уровня населения.Стремительно расширявшийся рьнок газет,
книг,
произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию
культуры,
которая освободила творцов от унизительной зависимости
от
государства, церкви, меценатов и прочего.Эти...