Культурологический смысл учения Соловьева о всеединстве

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Культурологический смысл учения Соловьева о всеединстве

    Министерство образования РФ

    Московский региональный социально – экономический институт

    Исаевой Алены Юрьевны

    (Фамилия И.О.)

    1 НЭ - 01

    (номер группы.)

    РЕФЕРАТ

    Предмет: «Культурологии»

    ТЕМА: «Культурологический смысл учения Соловьева о всеединстве»

    Преподаватель:

    ___________________________

    Видное - 2002

    Содержание:

    Введение

    2. Теория

    всеединства

    Культуроведение

    4. Культурная

    эстафета

    Заключение

    Список

    литературы

    Введение

    Ключевой фигурой в русской культуре выдающееся место занимает крупнейший философ XIX в., одновременно поэт, публицист и литературный критик - Владимир Сергеевич Соловьев (1853 –

    1900). Свободный от всяких национальных пристрастий Соловьев считал главным субъектом исторического процесса все человечество как действительно существующий, хотя и собирательный

    организм. Сын крупнейшего историка С.М. Соловьева, он, окончив историко – филологический факультет и защитив докторскую диссертацию в 27 семь лет, стал преподавать в Московском и

    Петербургском университетах, но был вынужден навсегда оставить преподавание после публичной речи против смертной казни убийц Александра II в 1881 году. Посвятив себя в дальнейшем

    свободному творчеству в области философии, теологии и литературы, Соловьев незадолго до смерти был избран почетным членом Российской Академии наук по разряду изящной словесности.

    В противовес казенному псевдопатриотизму философ так определил свое жизненное кредо: «Оправдать веру наших отцов, возведя ее на первую ступень разумного сознания; показать, как эта

    древняя вера, освобожденная от оков местного обособления и народного самолюбия, совпадает с вечною и вселенскою истиною, - вот общая задача моего труда».

    В сочинениях Соловьева вся его философическая система пронизана, в каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура.

    Последователь Канта с его нравственным пафосом, Гегеля с его идеей бесконечной эволюции «мирового разума», Шеллинга с его преклонением перед красотой, Соловьев пробудил к жизни целую

    философскую школу, отличительной чертой которой, – так же как и у марксистов, но на совершенно иной основе, - было не созерцание, а активное отношение к действительности. Фраза

    Соловьева «Пришло время, не бегать от мира, а идти в мир, чтобы преобразить его» поразительно напоминает хрестоматийное высказывание К. Маркса в «Тезисах о Фейербахе»: «Философы лишь

    различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Однако активность марксизма – ленинизма питалась идеей материализма и революционного насилия, а

    соловьевская концепция философии основывалась на религии и любви. Так, в частности, в международной жизни, выступая против любых проявлений национализма, он призывал, по христианской

    заповеди, «любить все другие народы, как свой собственный». И хотя сослагательное наклонение в истории у многих вызывает неприятие, нетрудно представить себе, насколько сохранение и

    богаче была бы наша культура, победи в ней не разрушительные силы большевизма, а заветы Соловьева и его последователей, объединенных так называемой философией всеединства и стремившихся

    не к расколу, а к сплочению и русского общества, и всех народов мира.

    Философическая теория всеединства восходит к античности, к таким изречениям древнегреческих философов V – IV вв. до н.э., как: «И из всего одного, и из одного все» (Гераклит); «Все

    едино, единое же есть Бог» (Ксенофан); «Во всем есть часть всего» (Анаксагор) и др. Продолжившись затем в христианской теологии Запада, эта теория стала одной из ведущих в русской

    религиозной философии XIX – XX вв. и, в частности, питалась славянофильской идеей «способности», т.е. идеей единства всех русских людей под знаком веры В.С. Соловьеву принадлежит

    заслуга глубокой разработки понятия всеединства применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культурой Запада, которые Соловьев призывал всячески развивать. Уже

    после его смерти, на рубеже первого и второго десятилетия на...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены