Духовная и художественная культура Древней Греции

    Дисциплина: Культурология
    Тип работы: Реферат
    Тема: Духовная и художественная культура Древней Греции

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

    2ДУХОВНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ГРЕЦИИ

    Реферат

    студента

    факультета

    правоведения

    Международного Университета

    Бизнеса и Управления

    Буньода Саидова

    1996

    - 2 -

    Когда мы говорим о древней Элладе как непрерывном

    культурном

    феномене, мы

    должны помнить о том,

    что,

    как и в любой культуре,

    представления людей о мире и его основах подвержены

    эволюции.

    Во

    времена расцвета греческих государств-полисов,

    когда в Афинах во-

    царилась демократия,

    представления греков о богах уже сильно раз-

    нились от тех сказочных,

    полунаивных представлений, какие были во

    времена Гомера. Это видно по тому, какие изменения претерпел образ

    Зевса -

    из

    громовержца,

    который ссорился с другими богами,

    был

    капризен и злоупотреблял своей силой он

    превратился

    разумного

    правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.

    Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре про-

    являются в отношениях дионисийского и аполлонического начал.

    Этот

    вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше.

    По Ницше бог

    Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в

    таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.

    Этот мир,

    в принципе непонятный для человека и хаотический, зако-

    ном в нем является произвол богов,

    символизирующих силы

    природы.

    Однако не

    один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека:

    для него было возможным и естественным растворение в

    этом

    хаосе,

    ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру.

    Орудие

    Диониса - опьянение ,не знающее преград,которое пробуждает душу от

    тягостного сна

    потока

    форм и влечет ее в чарующую область жизни,

    не знающую преград и подчинений.

    Именно подобного выхода за рамки

    - 3 -

    собственной ограниченности

    и трепета перед магией мира добивались

    греки во время праздников,

    посвященных богу Дионису,

    из

    которых

    наиболее известными

    нам

    являются ежегодно проходившие мистерии в

    Элевсине. На этих празднествах грек постигал природу дионисийского

    мира в

    экстазе,

    уносящем

    душу на крыльях сладостного безумия во

    дворец Всепоглощающей Любви,

    понимавшейся, по-видимому, глубинной

    сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских ор-

    гий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в

    иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

    Мир Диониса - мир телесной символики,

    причем не ограниченной

    масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритми-

    зующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей

    его во всем. Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний,

    ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях

    лежат истоки великого искусства античной трагедии. "Неопровержимое

    предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей фор-

    ме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в тече-

    нии довольно продолжительного времени единственный сценический ге-

    рой был именно Дионис". Страдания Диониса, по Ницше, это страдания

    бога - то есть существа высшего порядка,

    "единого существа мира",

    "на себе испытывающего страдания индивидуации", запутанного в сети

    индивидуальной воли.

    Ведь, по преданию, Дионис был разорван тита-

    нами, "при этом намекается,

    что это раздробление,

    представляющее

    дионисийское страдание по существу,подобно превращению

    воздух,

    - 4 -

    воду, землю и огонь,

    что,

    следовательно, мы должны рассматривать

    состояние индивидуации как источник и первооснову всякого

    страда-

    ния, как нечто само по себе достойное осуждения".

    "Из улыбки этого Диониса возникли олимпийские боги,

    из

    слез

    его - люди", - так повествует предание, устанавливающее первенство

    и животворное начало Диониса.

    Но оно несет в себе не только стра-

    дание, но и парадоксальную радость,

    диктуемое надеждой на возрож-

    дение: ведь погруженная в вечную печаль Деметра вновь познала

    ра-

    дость, когда узнала о возможности вновь родить Диониса.

    А таковая

    возможность указывае...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены