История христианизации Сибири

    Дисциплина: История
    Тип работы: Реферат
    Тема: История христианизации Сибири

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    Тульский государственный университет

    Кафедра «Истории и культурологии»

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    История христианизации Сибири

    Выполнил: ст.гр. 720171

    Чкунина Д.А.

    Проверил: доц. Касаткин Е.А.

    Тула, 2008

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Этапы распространения христианства в Сибири

    Языковые трудности, с которыми столкнулся процесс христианизации

    Проблематика, связанная с крещением и обращением в православие

    Образование и медицина, как средства христианизации

    Влияние христианства на

    религиозное сознание народов Сибири

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    БИБЛИОГРАФИЯ

    ВВЕДЕНИЕ

    Моей целью являлось изучение истории христианизации коренных народов Сибири. Если говорить о широких кругах общества, то мнения по

    этому вопросу здесь, как правило, основываются на стереотипах. Например, в первую очередь вспоминают Ермака, миссионерская же деятельность Православной Церкви здесь малоизвестна и,

    как повелось со времен строительства коммунизма, характеризовалась она преимущественно как часть колониальной и русификаторской политики царского самодержавия. Такой подход является

    скорее ущербным, нежели неполным, не только не отражая всех сторон процесса христианизации и его влияния на жизнь аборигенов этого края, но и представляя просветительскую и

    проповедническую деятельность Православной Церкви в умышленно искаженном вульгаризированном виде.

    Как сейчас уже известно, изначально проникновение идей христианства на территорию Сибири могло происходить по двум направлениям:

    южному, когда один из маршрутов Великого шелкового пути в

    веках стал проходить через территории Южного Казахстана и Семиречья, и северному, с момента открытия новгородскими первопроходцами пути

    в Зауральскую Югру (о чем можно судить по сообщению в Ипатьевской летописи в 1096 году). Таким образом, начало этого процесса следует датировать на 5-10 веков ранее, чем было принято

    считать еще недавно. Кроме того, христианизация населения Сибири не началась внезапно, но являлась длительным, долгосрочным процессом.

    Другое направление – северное, развивалось с продвижением русских торговцев на северо-восток Азии, поскольку этот край был богат на

    товары, ценившиеся не только на Руси, но и в Европе (меха, моржовый клык, бивни ископаемых мамонтов). Маршрут русских землепроходцев проходил с р. Вычегды на р. Печору, далее – вверх

    по реке Щугору, за Урал в бассейн реки С. Сосьвы. Другой, "полунощный" путь вел с Печоры на Усу, затем на Урал в бассейн реки Собь. Этими маршрутами русские путешественники

    пользовались с 11-го по 17 века.

    Контакты с Зауральской Югрой носили разнообразный характер: военный, политический, торгово-обменный, даннический. Есть свидетельства

    того, что на эту территорию иногда попадали и священники. Так, по летописи, в походе новгородцев за данью 1104 года участвовал и некий поп Иванка Леген, который вполне мог проводить

    на этих землях проповедническую деятельность.

    При раскопках Сайгатинского могильника

    близ Сургута в захоронении был обнаружен равноконечный бронзовый крест, датируемый

    веками. Подобные кресты, в том числе с изображением распятий, были широко распространены на Руси и сопредельных территориях.

    В процессе христианизации Сибири можно выделить несколько основных этапов. Первый этап является наименее изученным из-за скудости

    исторического материала, касающегося той далекой эпохи. Скорее всего, на этом этапе процесс христианизации носил региональный характер, когда затрагивались лишь некоторые из

    местностей Сибири, прежде всего пограничных с Русью. В целом он может быть охарактеризован как растянутый во времени, медленный и малоэффективный, поскольку связи между

    рассматриваемыми регионами и Русью были еще слабыми. Начало второго этапа христианизации можно датировать временем основания новых приходов, в краткие сроки охвативших значительную

    часть территории Сибири. В третий этап можно выделить период, когда здесь появились священники и псаломщики, выход...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены