Повседневность и политика русский город в период феодальной раздробленности

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Монография
    Тема: Повседневность и политика русский город в период феодальной раздробленности

    А.В. Фатеев
    Повседневность и политика:
    русский город в период
    феодальной раздробленности
    Господин Великий Новгород в
    XIII
    вв.
    Музейное занятие в Государственном историческом музее
    Москва
    МАКС Пресс
    2006
    Музейное занятие «Повседневность и политика: русский город в период феодальной раздробленности. Господин Великий Новгород в XII – XIII вв.» было разработано А.В.Фатеевым под
    руководством научного сотрудника сектора музейной педагогики культурно-образовательного отдела Государственного исторического музея М.В.Шипуновой в рамках курсов повышения квалификации.
    Занятие рассчитано на увлекающихся историей старших школьников. В мастер-классе 29 мая 2006 года участвовали учителя и учащиеся школ Москвы и Подмосковья, которые заполняли специальное
    задание. Содержание задания читатель без труда восстановит по данному сценарию.
    Фатеев Андрей Викторович
    «Повседневность и политика: русский город в период феодальной раздробленности. Господин Великий Новгород в XII – XIII вв.»
    ~a А.В.Фатеев, 2006. Текст, коллаж.
    О Государственном историческом музее, методологии, методике и цели занятия
    Здравствуйте, меня зовут Фатеев Андрей Викторович. Сегодня я проведу музейное занятие на тему: «Повседневность и политика: русский город в период феодальной раздробленности»
    . Путеводную нить в прошлое нам сегодня даст наука археология. Как справедливо писал В.Л. Янин, археологи восстановили обстановку жизни средневекового человека и по вещам
    составили представление о нем, так, как будто бы мы зашли в незнакомый дом и, не застав хозяина, составили представление о нем по его вещам. Материалистический подход к действительности
    требует строить выводы на основе фактов и допускает научно обоснованный художественный вымысел как гипотезу, предположение о ходе событий в прошлом. Вспомните курс обществознания:
    художественный образ имеет то же свойство, что и научное понятие – он обобщает главные признаки целого класса предметов, явлений. На основе источников – музейных вещей и текстов
    берестяных грамот – и научных исследований А.В. Арциховского, Б.А. Рыбакова, Б.А. Колчина, В.Л. Янина, М.Н. Тихомирова мы создадим силой своего воображения образ новгородского кузнеца и
    попытаемся реконструировать мир, в котором он живет: недавнее прошлое и настоящее его государства и страны – Великого Новгорода, всей Руси. Мы повторим учебный материал и узнаем новое.
    Чтобы достигнуть цели, вам необходимо тщательно заполнять задание, а потом обобщить полученные сведения.
    Занятие не случайно начинается в Парадных сенях Государственного исторического музея (ГИМ). Прежде чем пройти на экспозицию, давайте познакомимся с его историей. Музей был основан в
    1872 году при Александре II. Деятельное участие в его организации принял цесаревич, а затем император Александр III. Вензели двух императоров на щитах, которые поддерживают львы,
    напоминают об этом факте. Здание музея было построено в 1881 году по проекту архитектора В.О. Шервуда и инженера А.А. Семенова. Посетители ознакомились с экспонатами в 1883 году.
    Первыми руководителями музея были А.С. Уваров и И.Е. Забелин.
    Парадные сени расписаны растительным орнаментом и сделаны в виде древнерусского православного храма. На своде мы видим росписи, изображающие родословное древо великих князей, царей и
    императоров Руси и России. Великая княгиня Ольга и великий князь Владимир поливают родословное древо, затем идут изображения Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Мстислава
    Владимировича. После смерти последнего в 1132 году наступает период раздробленности. Мы получим дополнительные сведения о деятельности владимирских князей Андрея Боголюбского и
    Всеволода Большое Гнездо, портреты которых находятся на своде, новгородских посадников и епископов (архиепископов).
    Рядом с ними жили, творили историю сотни тысяч русичей. Познакомимся с ними. Проследуем в зал № 9, который рассказывает о средневековом городе.
    Зал русского средневекового города. Типы городов в
    XIII
    вв.
    Авторы проекта оформления зала № 9 архитекторы А.П. Попов и П.В. Никитин (1885–1888). Живописные работы выполнены артелью Н.М. Сафонова из села Палех Владимирской губернии
    (1889–1890). В оформлении зала использованы копии с выдающихся памятников зодчества, живописи и иконописи Великого Новгорода. На сомкнутом
    своде, в
    люнетах западной стены, в
    распалубках и на оконных откосах помешены копии фресок 1199 г. из церкви Спаса-на-Нередице.
    Отметим архитектурные элементы в задании. Ценность копий возросла после гибели в 1942 г. фрескового ансамбля храма. Над выходом в зал № 10 помешена роспись «Битва суздальцев с
    новгородцами» на сюжет иконы второй половины XV в. На ней изображена осада Новгорода в 1169 г. войском Андрея Боголюбского, когда, по мнению горожан, им на помощь пришла икона
    Богоматери «Знамение». Перспективные
    порталы повторяют оформление входов Софии Новгородской XII в.
    Отметьте термин: «портал». Над входом в зал № 8, на южной стене, находится план Софийской стороны Новгорода, скопированный с иконы XVII в. Здесь же мы видим карту Руси, на
    которой изображены типы городов того времени.
    Поработаем с контурной картой в задании. Столичные города – Киев, Владимир – обозначим квадратами. Нас интересуют порубежные города-крепости, в том числе внутри Руси. Это Серенск
    – отметим его треугольником. Шестиугольником выделим замок Любеч. Обведите границы Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. Знаком «солнышко» выделим города с
    республиканской формой правления – Великий Новгород и Псков.
    Мир, в котором живет наш вымышленный герой, его статус и роли
    Обнаружение берестяных грамот в Новгороде в 1951 году экспедицией Арциховского сыграло большую роль в развитии науки о прошлом Руси. Как-то особенно значимо зазвучали слова И.А.
    Бунина:
    Молчат гробницы, мумии и кости, -
    Лишь слову жизнь дана:
    Из древней тьмы, на мировом погосте,
    Звучат лишь Письмена.
    Я назову нашего героя Микитой – именем гражданина Новгорода, который в 1270-е годы послал своей возлюбленной Анне берестяную записку (
    посмотрите в задание и впишите имена): «От Микиты к Анне. Пойди за меня – я тебя хочу, а ты меня, а на то свидетель Игнат Моисеев» (Зал 9. Витрина 14. Экспонат 7. Далее: 9.14.7).
    Вполне допустимо, что наш вымышленный герой, который жил на 70 лет раньше, объяснялся в любви тем же языком, теми же оборотами речи. В новой семье родились дети. Одного из детей,
    мальчика, звали, допустим, Онфим. Реальный Онфим, 5-7 лет, оставил в 1220-е годы свидетельство своей грамотности. На одной берестяной грамоте он рисует себя всадником, поражающим врага
    копьем (9.14.1). На другой бересте – человечки, которые взялись за руки и водят хоровод (9.14. 2). Рисунки Онфим делал после письменных упражнений. Детей обучали в школе, в городских
    семьях все были грамотными – важный факт для характеристики культуры города ремесленников, купцов и бояр, которым был Новгород.
    Итак, наш вымышленный герой Микита живет в Господине Великом Новгороде в 1199 году. В год, когда был расписан храм Спаса-на-Нередице, ему было 25 лет – зр...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены