Личностно-ориентированные подходы в обучении математике

    Дисциплина: Разное
    Тип работы: Монография
    Тема: Личностно-ориентированные подходы в обучении математике

    Личностно-ориентированные подходы в обучении математике
    Учитель математики ГОУ «ВСОШ №1»
    Попель Ирина Маликовна
    Личностно-ориентированные подходы в обучении математике.
    Вечный вопрос, стоящий перед преподавателем: как построить уроки, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы пробудить у них желание заниматься математикой. Как построить
    процесс обучения, чтобы учащиеся обнаружили, что задача иногда может быть увлекательной, и что напряженная умственная деятельность может быть столь же желанным упражнением, как
    стремительный баскетбол?
    Ответ может быть единственным - показать саму математику в процессе рождения, то есть показать рождение тех математических понятий, которые мы изучаем. Но не просто
    показать, а организовать процесс обучения так, чтобы каждый учащийся сам участвовал в этом открытии, то есть научить его делать это открытие, а значит научить мыслить. Проблему
    формирования мышления учащихся, которые пришли в учебное заведение с неоднозначным уровнем знаний, различным субъективным опытом, можно решать через личностно-ориентированные подходы в
    обучении.
    Максимально активизировать учебный процесс возможно тогда, когда мы
    учитываем психолого-педагогические особенности наших учащихся. В силу известных обстоятельств лишенные временной поддержки, человеческого тепла и доверия, учащиеся особенно нуждаются в
    этом. Поэтому любой процесс обучения необходимо начинать с создания климата доверия, дружеского участия и помощи, когда ученик всячески поощрялся бы даже за самые минимальные успехи.
    Ничто так благоприятно не сказывается на процессе обучения, как
    стремление педагога способствовать повышению самооценки ученика. Наши ученики имеют за плечами опыт негативного воспитания в семье и в школе, где они были изгоями, либо невостребованными,
    где им остро не хватало человеческого тепла и участия, что самым неблагоприятным образом сказалось на формировании их личности. Они превратились в людей ущербных, закомплексованных с
    низкой самооценкой, что и привело их в наши стены. Учитывая такое положение вещей, активизировать учебный процесс мы должны со стимуляции процесса психологического, ведь, чтобы разбудить
    интерес, внимание, желание учиться (трудиться) любой человек должен ощутить гуманное отношение к себе, психологический комфорт. Целью учебного процесса является приобретение ЗУН, усвоение
    способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.
    Математические способности характеризуют: скорость, глубина, прочность,
    но это не всегда обязательно. Если хотя бы одна из них представлена в достаточной мере, то можно утверждать существование у ученика математических способностей. Информация в обучении
    дается всем одинаковой, но каждый преобразует, усваивает ее по-своему, что зависит от способностей учащихся.
    Познавательные способности характеризуются активностью учения, его
    возможностью выйти за пределы заданного и преобразовать его, используя разнообразные способы, методы. Развитие личности заключается в том, что все учащиеся, решая творческие задачи
    развивают свои способности. При этом учитываются возможности развития. Не бывает так, чтобы ученики решали задачи на одном уровне и одинаковым способом. Поэтому надо поддерживать интерес,
    давая высказаться по способу решения задачи всем желающим. Вид деятельности желательно менять так, чтобы он соответствовал возможности, и тогда можно предъявить более высокие требования.
    Если учащиеся справляются с этими требованиями, в действие вступают новые движущие силы развития.
    Основным принципом личностно-ориентированных подходов является признание индивидуальности учащихся.
    Индивидуальность - обобщенная характеристика особенностей человека, устойчивое проявление которых, их эффективная реализация в игре, учении, труде, спорте определяет
    индивидуальный стиль деятельности как личностное образование. Достаточно хорошо личностное образование учащихся раскрывается в игровой деятельности. Тем более, что игровая деятельность -
    одна из форм организации творческой деятельности учащихся. Уроки с использованием игровых ситуаций пробуждают, поддерживают и развивают их интерес к процессу обучения и учебному
    материалу. Придают процессу обучения эмоциональную окраску. Целесообразно
    рассматривать всю деятельность как игровую. Ведь между обычной трудовой деятельностью и игровой нет пропасти. В процессе любой деятельности есть элемент игры. При
    организации игровой деятельности следует учитывать степень условности игровых ситуаций.
    Игровая ситуация в процессе групповой деятельности вызывает у участников чувство соревнования, престижности, желание победить и быть первым. Это создает эмоциональную
    напряженность между членами группы, что стимулирует творческую деятельность. В игровой деятельности создаются ситуации, которые требуют от участника самостоятельного решения, инициативы,
    нестандартного решения. Причем игра всегда является самоуправлением, а самоуправление предъявляет к каждому члену группы определенные требования, а учащиеся предъявляют их сами себе. Во
    время такой деятельности можно обсуждать идею друг с другом, спорить, отстаивать свою точку зрения, критиковать (Приложение №
    Наиболее эффективной технологией, учитывая специфику контингента, явилась
    технология коллективной познавательной деятельности. (Конспект урока с применением технологии коллективной познавательной деятельности см. в приложении №2).
    На результат образования большое влияние оказывает внеурочная
    деятельность по предмету, целью которой является:
    развитие интереса к предмету;
    развитие творческих способностей;
    активизация познавательной деятельности учащихся;
    формирование потребности в знаниях;
    привитие обучаемым навыков самостоятельности и ответственности.
    Применяю следующие неурочные формы работы:
    конкурсы кроссвордов;
    викторины;
    игры “Счастливый случай”, “Лото”, “КОНОП” (контрольный опрос);
    предметные недели;
    КВН;
    оформление стендов.
    Методы, применяемые мною для проведения внеурочной деятельности,
    направлены на формирование у обучаемых осознания важности успешного обучения математики. При проведении предметных игр развивается познавательный интерес. Живой отклик вызвало проведение
    клубного мероприятия “КВН - Путешествие по океану естественных наук” по предметам естественно-математического цикла. (см. Приложение №3)
    Результатом проводимых внеурочных мероприятий является не только
    повышение интереса к предмету, но и снятие психологического барьера между обучаемыми и изучением предмета. Выбранное направление в проведении воспитательной работы проходило в контексте
    основной цели, а именно, способствовало формированию коммуникативных навыков работы в классном коллективе.
    Таким образом, работа, связанная с личностно-ориентированным обучением,
    стимулирует учителя к творчеству, поиску форм, методов, позволяет развивать личность каждого учащегося.
    Литература
    1. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя
    математики. Москва, Просвещение, 1990г.
    Кари А.П. Даю уроки математики... Москва, Пр...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены