Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Диссертация
    Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

    Министерство образования Республики Беларусь
    Учреждение образования
    «Белорусский государственный педагогический университет
    имени Максима Танка»
    УДК 811.111(07)+93(07)
    На правах рукописи
    Сенько Владимир Олегович
    АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
    ДИССЕРТАЦИЯ
    на соискание академической степени
    магистра педагогических наук по специальности
    13 00 02 Теория и методика обучения и воспитания (учащихся и студенческой молодежи)
    Научный руководитель
    доктор педагогических наук, профессор
    Белоусов Николай Алексеевич
    Минск 2006
    СОДЕРЖАНИЕ:
    TOC \o "1-1" \h \z \u
    ВВЕДЕНИЕ.
    PAGEREF _Toc125618227 \h
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
    PAGEREF _Toc125618228 \h
    ГЛАВА 1. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
    PAGEREF _Toc125618229 \h
    1.1.
    . Проблема активизации познавательной деятельности в дидактике общеобразовательной школы.
    PAGEREF _Toc125618230 \h
    1.2.
    . Состояние
    и проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы.
    PAGEREF _Toc125618231 \h
    ГЛАВА 2. ПУТИ И УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН.
    PAGEREF _Toc125618232 \h
    2.1.
    . Пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.
    PAGEREF _Toc125618233 \h
    2.2.
    . Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.
    PAGEREF _Toc125618234 \h
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    PAGEREF _Toc125618235 \h
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
    PAGEREF _Toc125618236 \h
    ПРИЛОЖЕНИЕ.
    PAGEREF _Toc125618237 \h
    ВВЕДЕНИЕ.
    Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность
    обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
    При решении проблемы активизации познавательной
    деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения
    их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [124,
    c. 183-184].
    На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствование других психических познавательных процессов, в условиях реформируемой школы исследования
    акцентируются на актуализации возможностей развития логичности и критичности мышления учащихся, определяющих проявления активности познавательной деятельности. Установление взаимосвязи
    успешности усвоения школьниками языков и исторических наук как учебных дисциплин и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности
    обусловливает актуальность исследований по данной проблеме.
    В современной школе идёт интенсивный
    поиск путей усиления развивающей направленности традиционной классно – урочной системы, главное место в которой должна занимать рациональная познавательная
    деятельность учащихся. Эффективность такой методики может быть достигнута за счет создания комплексной системы методических средств обучения. Они должны исполнять функцию управления
    познавательной деятельностью и быть рассчитаны на активную работу по формированию у учащихся навыков учебной работы, наиболее подходящих конкретным условиям современного учебно –
    воспитательного процесса [174,
    c. 17-18]. При разработке такой методики
    необходимо учитывать результаты исследований, проведенных в 50-80-ые годы, согласно которым, начиная со среднего звена общеобразовательной школы, зафиксированы
    несформированность и слабое развитие познавательного интереса как потребности в приобретении новых знаний, в том числе и к таким учебным предметам, как история [22,
    c. 76-98; 229,
    c. 140-141] и иностранный язык. Потенциальные возможности повышения познавательного интереса к гуманитарным дисциплинам, в частности истории и иностранному языку, сохраняются
    в связи с общественной значимостью этих наук и исходя из фактического и идеологического содержания курсов.
    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
    Диссертационное исследование связано со следующими крупными научно-методическими проблемами, решаемыми в Республике Беларусь:
    - созданием учебно-методических комплексов по истории Беларуси, Всемирной истории, а также создание учебно-методических национальных комплексов по английскому языку (учебники,
    хрестоматии, книги для чтения, рабочие тетради, сборники заданий, соответствующие пакеты компьютерных программ, комплекты наглядных пособий, настенные карты, контурные карты и атласы,
    другие дидактические средства);
    - подготовкой программных, дидактических, методических, диагностирующих материалов по курсам истории и иностранного языка в связи с переходом на 12 – летний срок обучения в
    общеобразовательной школе и реформой образования.
    Исследование выполнено с учетом положений и задач Государственной программы
    «Сельская школа» (1998 г) [58], в частности, разработки и внедрения комплекса учебно-программных методических и дидактических материалов в учебный процесс сельских
    школ.
    Объект исследования – процесс обучения английскому языку и истории в 5-ых, 6-ых классах в средних общеобразовательных сельских школах.
    Предмет исследования – пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла в общеобразовательных сельских школах.
    Цель исследования – обоснование путей и условий активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла (на опыте обучения истории и английскому
    языку) в сельских общеобразовательных школах
    Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
    Определить пути и условия активизации познавательной деятельности школьников на уроках гуманитарного цикла.
    Выявить пути активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.
    Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем: познавательная деятельность учащихся может быть активизирована в процессе обучения гуманитарным дисциплинам, если алгоритм
    операций мыслительной деятельности обеспечивается:
    - комплексным применением игровых и проблемных методов обучения с учетом возрастных особенностей сельских школьников, сензитивности к освоению языков, интенсивного формирования
    когнитивной сферы;
    - дифференциацией учебных заданий с учетом индивидуальных возможностей; активизацией познания при введении в содержание обучения проблемной ситуации;
    - индивидуальным подходом к учащимся с учетом их познавательных возможностей и интересов.
    Методологической основой исследования явились: философия как наука об общих закономерностях развития природы, общества, личности [12; 54; 239, 20;130;170; 14; 30; 53; 123; 194; 221;9;
    92; 110; 127; 214; 43; 45; 47; 62; 238]; теория поэтапного формирования умственных действий [49; 205].
    Педагогической основой исследования являются: теория усвоения знаний и формирования умений и навыков в процессе позн...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены