Теоретическая психология (ответы на экзамене)

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Шпаргалки
    Тема: Теоретическая психология (ответы на экзамене)

    Ответы на экзамен:
    Версия
    6.06.02
    РАЗДЕЛ
    теоретическая
    ПСИХОЛОГИЯ:
    Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер.
    Общая характеристика ощущений как психологического процесса.
    Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении психики человека.
    Общая характеристика психических процессов, их взаимосвязь и целостность функционирования.
    Приведите пример.
    Память. Её основные характеристики. Виды памяти.
    Общая характеристика восприятия как психологического процесса.
    Способы управления процессами запоминания.
    Способы
    управления эмоциональными состояниями.
    Способы активизации мыслительной деятельности.
    Эмоции и чувства человека. Проблема эмоций в психологии.
    Формы проявления эмоций человека.
    Проблема сознания и самосознания человека.
    Предмет психологии. Причины сложности в определении предмета психологии.
    Связь психологической
    науки с другими.
    Рефлексия как психологический механизм развития самосознания.
    Мышление. Основные характеристики. Виды мышления.
    ©Автор: Григорьев П.В.
    Вопрос № 1
    Методы психологического исследования, их взаимодополняющий характер.
    Основными методами получения фактов в психологии являются:
    Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют сущность.
    Метод Наблюдения
    – является одним из древнейших. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
    В научном исследовании этот метод приобретает особые характеристики и ценится тем, что объект наблюдения предстает перед исследователем целостно.
    Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
    Определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
    Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
    Выбор способа наблюдения (как наблюдать?);
    Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
    Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
    Недостатками метода наблюдения является субъективность, полученной информации. Вследствие чего, в психологии разработаны специальные приемы, снижающие этот
    недостаток. Большинство из них сводится к тому, что объективная оценка может быть достигнута не одним наблюдателем, а несколькими (минимум 2,3)
    Наблюдение входит составной частью в опросные методы и эксперимент.
    Опросные методы - очень сложная группа методов, включающая в себя математический, статистический и философский аспекты. Опросные методы, как правило, реализуется в форме беседы. Она
    предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений, в которых отражаются свойственные ему психологические явления.
    Виды опросных методов (бесед):
    Интервью
    Вопросники
    Психологические анкеты
    Тесты
    К беседе существует ряд требований: наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно
    продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая
    двусторонняя беседа может дать больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
    Эксперимент
    – выступает доминирующим методом в психологии – это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется
    психологический факт. Эксперимент проводится многократно, с большим количеством участников, что позволяет устанавливать общие
    математико-статистически
    закономерности развития психических явлений
    Вопрос № 2
    Общая характеристика ощущений, как психологического процесса
    Ощущение
    - это элементарный психический процесс отражения отдельных свойств окружающей действительности и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии
    раздражителей на органы чувств.
    Отличие ощущения от восприятия:
    В ощущениях отражаются отдельные свойства, а не явления и не предметы, как в восприятии
    Ощущение - это отражение не только свойств из внешней среды, но и состояний из внутренней среды, а восприятие - отражает свойства только внешне окружающего нас
    мира.
    Таким образом внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к
    воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только
    человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
    Функции ощущения:
    Познавательная - т.е. ощущения выступают в роли каналов, с помощью которых мы связаны с окружающим миром
    Энергетическая - состоит в том, что благодаря ощущениям поддерживается необходимый уровень бодрствования.
    Развивающая - тесно сопряжена с познавательной функцией и состоит в том, что приток ощущений обязательно необходим для нормального психического развития, особенно опасно если
    ощущения не поступают в
    сензитивные периоды жизни (периоды, благоприятные для развития той или иной психической функции - в 1 год, 3 года, 13-14 лет).
    Диапазон ощущений человека сильно связан с образом жизни и состоянием организма.
    Классификация ощущений (по Шеррингтону):
    Деление ощущений на виды в зависимости от того, где находится действующий раздражитель:
    Экстероцептивные - ощущения из вне, контактные и
    дистантные.
    Интероцептивные - раздражители из внутренней среды, которые мы даже порой не осознаем.
    Проприоцептивные - ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата.
    Общие закономерности ощущений:
    Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя: существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а ощущений
    нет.
    Ощущение всегда имеет пространственную локализацию
    Адаптация к ощущениям
    Взаимодействие ощущений, возникает когда наличие одного ощущения влияет на другое.
    Особая форма взаимодействия ощущений - синестезия, т.е. под воздействием ощущений одной модальности, появляются ощущения другой модальности.
    Вопрос №3
    Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении психики человека
    Традиционно принято выделять 3 основные психологические школы:
    Бихеовиаризм
    Психоанализ
    Гуманистическая психология
    Особняком выделяют также отечественное психологическое направление в понимании и изучении психики человека.
    Бихеовиаризм
    - (наука о поведении). С точки зрения данного подхода подлинным предметом психологии является поведение человека. Это противопоставляется психологии сознания.
    Бихеовиаризм исключает сознание из психологии, хотя и не отрицает его наличие. Основным тезисом здесь является: «ничего кроме поведения наблюдать нельзя».
    Сознание
    Ответная
    Реакция
    STIMUL
    Модель стимул-реакция, представляет собой по сути то, что психологи может исследовать и то, чем он может управлять. Отсюда
    бихеовиаристами делается вывод, что задача психологии и заключается в в...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены