Методика преподавания естествознания

    Дисциплина: Педагогика
    Тип работы: Шпаргалки
    Тема: Методика преподавания естествознания

    1.Предмет методики преподавания естествознания. Её задачи.
    Современные
    социокультурные, экологические и экономические
    потребности человечества выдвигают естественные науки на одно
    из главных мест среди других
    наук.
    .Высокий
    уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние
    на социум в целом, на его культуру и
    гуманизацию человеческих
    отношений. Отсюда следует необходимость широкого распростра­
    нения естественнонаучных знаний как среди всего населения, так
    и на разных возрастных этапах. Эту ответственную миссию призва­
    ны выполнять педагогические науки, к числу которых относится и
    методика преподавания естествознания.
    Она изучает процессы
    оз­
    накомления младших школьников с природой, развитие личности
    детей средствами учебного предмета естествознания, решая при этом
    ряд следующих конкретных задач.
    1. Зачем младшим школьникам изучать природу? Отвечая на этот
    вопрос, методика естествознания исследует, определяет цели обу­
    чения в соответствии с социальным заказом общества, с учетом
    содержания передаваемой информации и возрастных психофизио­
    логических особенностей
    учащихс
    2. Чему учить младших школьников в курсе естествознания?
    — экология, биология, география, физика, химия, минералогия,
    астрономия и др.
    Однако содержание школьного предмета не может быть тожде­
    ственным науке. Поэтому методика естествознания трансформиру­
    ет научные знания в школьный учебный предмет, который отлича­
    ется от науки и по объему содержания. В него включается краткая
    и только достоверная, научно доказанная, информация.
    Трансформация научного знания идет также с учетом данных пе­
    дагогики, психологии и физиологии о возрастных особенностях у
    3. Как учить, развивать и воспитывать детей средствами естество­
    знания?
    Результатом, продуктом исследования являют­
    ся методы, приемы, средства и формы организации деятельности
    учителя и учащихся с учетом специфических особенностей содер­жания естествознания
    вначальной школе. Важнейшая особенность
    естествознания — то, что объект его изучения — окружающая при­рода. Эта особенность требует применения соответствующих мето­
    дов (преимущественно практических), форм организации учебной
    деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и вне­
    урочные работы) и средств обучения (специфические учебники,
    учебные и наглядные пособия)
    2.Методологические основы методики
    естествознания.
    Методологической
    основой методики естествознания является
    диалектический материализм и его теория познания. Поэтому дан­
    ная методика рассматривает процесс учения как разновидность
    познавательного процесса вообще.
    научные знания об этом мире также объективны.
    Методика естествознания исследует процесс обучения в неразрыв­
    ном единстве и взаимосвязи содержания, методов, форм и средств
    обучения; биологического
    и психического, социального и духовного сознания и самосознания
    деятельности учителя и ученика, которая строится на
    объективном единстве целей.
    Методика естествознания должна относиться к процессу обуче­
    ния как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на
    основе законов диалектики (переход количества в качество, един­
    ство и борьба противоположностей, отрицание отрицания), а соот­
    ветственно — к личности ученика, как к постоянно развивающей­ся и саморазвивающейся не только в связи с изменением возраста,
    но и под влиянием воздействующих факторов, прежде всего — про­
    цесса обучения.
    Диалектический закон о переходе количества в качество постоян­
    но
    действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее — к доказатель­ству, а затем — к обобщению, в процессе которого
    формируется но­
    вое знание на ином качественном уровне.
    Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического за­
    кона о развитии как борьбе противоположностей.
    деятельность учителя и ученика как две стороны процесса обучения
    не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Например,
    нередко противоречивы требования учителя и возможности учени­
    ка. В определенные периоды развития общества возникают проти­
    воречия между требованиями общества к школе и реальным состо­янием этого процесса.
    Методика естествознания не может не учитывать и следующий
    закон диалектики — отрицание отрицания, который также полнос­
    тью проявляет себя в процессе обучения. Примером этого может
    быть преемственность в обучении, когда полученное ранее знание
    углубляется, совершенствуется и формируется на новом уровне.
    Так происходит движение от понятия «части растения» к понятию
    «органы растения»; от понятия «размножение как простое увели­
    чение числа особей» к понятию «размножение как биологический
    процесс».
    3.Межпредметные связи.
    Прежде всего методика естествознания связана с философией,
    которая вооружает естествознание общим методом познания.
    Естествознание тесно связано с биологией, географией, астрономи­
    ей, экологией, частично с физикой, химией, медициной и другими естественными науками. Эта связь реализуется по линии методи­
    ческого отбора и конструирования содержания начального есте­
    ствознания. Содержание и структуру естествознания в начальной
    И в науке, и в процессе обучения происходят обобщение
    и осмысление полученного в процессе применения названных ме­
    тодов.
    Однако методика естествознания — прежде всего педагогическая
    наука, так как основная ее цель не открывать новое в научном ес­
    тествознании, а исследовать пути передачи учащимся готовой спе­циально обработанной (адаптированной для детей) научной инфор­
    мации.
    Методика естествознания использует эту информацию как
    средство воспитания и развития учащихся, применяя общие зако­
    номерности, принципы и правила обучения. Следовательно, данная методика неразрывно связана с педагогикой и особенно с ее дидак­
    тикой
    , теорией воспитания и развития.
    Методика естествознания, конструируя школьный учебный пред­
    мет должна учитывать данные детской психологии о закономернос­
    тях и механизмах психики детей, об особенностях развития их позна­
    вательной деятельности в целом, а также в частности — их памяти, внимания, воображения, мышления, воли и чувств.
    Методика естествознания связана с возрастными физиологией и
    гигиеной,
    так как, разрабатывая учебно-воспитательный процесс по
    естествознанию, она должна учитывать требования охраны и укреп­
    ления здоровья детей.
    Этика как
    наука о нравственности, дает материал для разработ­
    ки правил культурного поведения в природе, формирования ответ­
    ственного отношения к ней, воспитания в ребенке положительных
    нравственных качеств.
    Важно также учитывать закономерности эстетических отноше­ний человека к действительности, в том числе и к природе, разра­
    батываемые наукой эстетикой,
    Итак, методика естествознания имеет широкий спектр межнауч­
    ных связей
    4.Характеристика основных методов исследования, применяемых в
    естествознании.
    Методика
    естествознания — наука развивающаяся. Она исследу­
    ет и разрабатывает новые, а также совершенствует уже известные положения, и...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены