Концепция рациональной бюрократии М.Вебера

    Дисциплина: Социология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Концепция рациональной бюрократии М.Вебера

    ФЕДИРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
    ВОЛГОДОНСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА
    КАФЕДРА
    СГД
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
    Социология
    (наименование учебной дисциплины)
    ТЕМА (ВАРИАНТ):
    Концепция рациональной бюрократии М.Вебера
    (тема,
    вариант индивидуального задания)
    ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
    100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
    (код и наименование специальности)
    ВЫПОЛНИЛА:
    Маноцкова Е.С.
    (Ф.И.О. студента)
    студентка 2 курса
    (подпись)
    группы 2СТз
    зачетной книжки
    ВСТ 05-14
    ПРИНЯЛ:
    (Ф.И.О. преподавателя)
    (подпись)
    К.П.Н.
    Волгодонск
    2006
    СОДЕРЖАНИЕ
    1. Введение
    2. Методология социологического познания Макса Вебера
    - Теория «социального действия» как центральная категория веберовской социологии.
    - Теория рационализации.
    3. Веберовская теория рациональной бюрократии
    - Бюрократия как чистый тип легального господства.
    4. Заключение
    5. Используемая литература
    Введение
    Пожалуй, одним из наиболее значимых трудов немецкого социолога и социального философа Макса Вебера является его учение о типах господства, из которого вытекает
    его концепция рациональной бюрократии.
    Считается, что в наше время, по крайней мере, в нашей стране бюрократический аппарат управления особенно сильно развит. Такое сильное его развитие началось во
    времена Советского Союза, и с тех пор штаб управления начал неимоверно разрастаться. Бюрократия сильно укрепилась за время своего существования, постоянно происходит разрастание
    бюрократического аппарата, что усложняет жизнь обычным людям.
    Целью данной работы является изучение концепции рациональной бюрократии, предложенной Максом Вебером, и её анализ. Для этого необходимо решить следующие задачи:
    во-первых, изучить работы М.Вебера по данной теме, во-вторых, провести анализ теории социального действия и теории рационализации Вебера, в-третьих, рассмотреть бюрократию как один из
    типов господства и провести сравнительный анализ различных теорий бюрократии.
    Макс Вебер - основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической
    власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности рационального максимального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих
    взаимоотношений.
    Понятие «рационализация» являлось основным понятием анализа современного капитализма, предложенного Максом Вебером, обозначая множество взаимосвязанных
    процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.
    Теория «социального действия» как центральная категория веберовской социологии.
    Макс Вебер - основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической
    власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности рационального максимального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих
    взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в своеобразный «веберовский ренессанс».
    Методологические принципы веберовской социологии тесно связаны с другими теоретическими системами, характерными для обществознания прошлого века – позитивизмом
    Конта и Дюркгейма, социологией марксизма.
    Особо отмечается влияние баденской школы неокантианства, прежде всего воззрений одного из ее основоположников Г. Риккерта, согласно которым взаимосвязь бытия и
    сознания строится на основе определенного отношения субъекта к ценности. Как и Риккерт, Вебер разграничивает отношение к ценности и оценку, из чего следует, что наука должна быть
    свободна от оценочных суждений субъективного толка. Но это не означает, что ученый должен отказаться от собственных пристрастий; просто они не должны вторгаться в научные разработки.
    В отличие от Риккерта, рассматривающего ценности и их иерархию как нечто надысторическое, Вебер полагает, что ценность детерминирована характером исторической эпохи, определяющей
    общую линию прогресса человеческой цивилизации. Иными словами, ценности, по Веберу, выражают общие установки своего времени и, стало быть, историчны, относительны. Они в концепции
    Вебера своеобразно преломляются в категориях идеального типа, которые составляют квинтэссенцию его методологии социальных наук и используются как инструмент понимания явлений
    человеческого общества, поведения его членов. Идеальный тип – это «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции. Таким образом, идеальный тип не извлекается из
    эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема. В этом смысле Вебер называет идеальный тип «утопией». Чем резче и однозначные сконструированы идеальные типы, чем
    они, следовательно, в этом смысле более чужды миру, тем лучше они выполняют своё назначение – как в терминологическом и классификационном, так и в эвристическом отношении. Итак, по
    Веберу, социолог «должен соотнести анализируемый материал с экономическими, эстетическими, моральными ценностям, исходя из того, что служило ценностями для людей, являющихся объектом
    исследования». Чтобы уяснить действительные причинные связи явлений в обществе и дать осмысленное толкование человеческому поведению, необходимо сконструировать недействительное –
    извлекаемые из эмпирической реальности идеально – типические конструкции, которые выражают то, что характерно для многих общественных явлений. При этом Вебер рассматривает идеальный
    тип не как цель познания, а как средство, позволяющее раскрыть «общие правила событий».
    Согласно Веберу, идеальный тип как методологическое средство позволяет:
    во-первых, сконструировать явление или человеческое действие, как
    локальных условий.
    Предполагается, что если будут выполнены идеальные условия, то в любой стране действие будет совершаться именно таким образом. То есть мыслительное образование
    нереального, идеально – типического – прием, позволяющий понять, как действительно протекало то или иное историческое событие. Идеальный тип, по Веберу, позволяет трактовать историю и
    социологию как два направления научного интереса, а не как две разные дисциплины. Это оригинальная точка зрения, исходя из которой, по мнению ученого, чтобы выявить историческую
    причинность, необходимо для начала выстроить идеально – типическую конструкцию исторического события, а затем сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальным развитием.
    Через конструирование идеально – типического исследователь перестает быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние
    обстоятельств общего порядка, какова роль воздействия случайности или личности в данный момент истории.
    Чтобы показать, как применяется понятие идеального типа у Вебера, необходимо проанализировать это понятие с содержательной точки зрения. Для этого необходимо
    ввести ещё одну категорию социологии Вебера – категорию понимания. Н...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены