Психологические рекомендации по управлению вниманием

    Дисциплина: Психология
    Тип работы: Контрольная
    Тема: Психологические рекомендации по управлению вниманием

    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
    Учебный центр ГУВД Ставропольского края
    Цикл Специальных Дисциплин
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по
    дисциплине:
    «Психология»
    по теме:
    «Психологические рекомендации по управлению вниманием»
    Выполнила:
    Слушатель взвода 21 л-т милиции
    Борисова Ю.А.
    Проверил
    :_____________________
    Оценка:________________________
    Г. Ставрополь 2002 г.
    Содержание:
    ВВЕДЕНИЕ
    На
    человека
    постоянно воздействует
    масса самых различных раздражителей. Сознание человека не
    состоянии
    охватить
    одновременно
    достаточной
    ясностью
    все
    эти объекты.
    Что-то находится в
    поле
    ясного
    сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое
    вообще не замечается. Из массы окружающих объектов — пред
    метов
    и явлений — человек выделяет те,
    которые
    представляют
    для
    него
    интерес,
    соответствуют
    его
    потребностям,
    жизненным
    планам.
    Любая
    деятельность
    человека
    требует
    выделения объ
    екта и сосредоточенности на нем.
    2. Понятие о внимании
    Внимание
    — это психический процесс, являющийся
    не самостоятельной формой отражения, а организацией
    тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий,
    памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств),
    в результате которой что-то отражается в сознании бо­
    лее отчетливо, а другое менее отчетливо. Внимание —
    это направленность и сосредоточенность сознания на
    определенном объекте. Объектом внимания может быть
    любой предмет или явление объективного мира либо
    целая группа их, свойства и качества этих предметов,
    а также действия, мысли, представления и переживания
    самой личности.
    Первоначальная форма внимания — ориентировочный реф­лекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?»,
    который является реакцией на все новое, неожиданное, неизве
    стное.
    Внимание само по себе не есть такой же психический процесс,
    каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление
    или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить,
    но не можем быть «заняты вниманием». Внимание — это особая
    форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.
    В зависимости от характера объекта, на который направлено
    внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание.
    Внешнее внимание — внимание, направленное на окружающие
    нас предметы и явления. Внутреннее внимание — внимание, на­
    правленное на собственные мысли, чувства и переживания. Это
    деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде
    случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием како­
    го-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко про-
    икнуть в его сущность.
    Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде
    активных приспособительных движений для лучшего восприятия
    объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается,
    вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание
    замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек
    порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его
    взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему
    окружающее не отвлекает его.
    3. Качества внимания
    Внимание представляет собой многосторонний про
    цесс, характеризующийся рядом качеств, основными из
    которых являются: интенсивность, объем, концентра­
    ция, направленность, устойчивость, активность, пере­
    ключение и распределение
    Интенсивность внимания
    — это качество,
    определяющее эффективность восприятия, мышления и
    памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес
    к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем
    труднее деятельность (чем она менее знакома чело­
    веку), чем больше влияние отвлекающих раздражите­
    лей, тем более интенсивным (напряженным) будет вни­
    мание.
    Объем внимания
    — это качество, определяе­
    мое числом одновременно отражаемых объектов, зави­
    сит оно от осмысленности воспринимаемых объектов и
    возможности их группировки в смысловые блоки. Так,
    например, число одновременно воспринимаемых букв,
    когда они предъявляются раздельно,— не более шести. Если из них могут быть образованы слоги или слова, то
    число воспринимаемых и одновременно отражаемых
    букв может определяться количеством их в четырех —
    шести словах.
    Концентрация
    внимания
    — это качество
    внимания, определяющее высокую его интенсивность
    при объеме в один объект.
    Под направленностью
    понимают прежде все­
    го избирательный характер протекания познавательной
    деятельности, произвольный (преднамеренный) или
    непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объек­тов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе отдельных воз­
    действий, но и в более или менее длительном их сохра­
    нении (удержании образов в сознании).
    Устойчивость
    внимания
    определяется дли­
    тельностью сохранения концентрированного внимания.
    Это — характеристика внимания во времени. Показа­тель устойчивости — высокая продуктивность деятель­
    ности (объем, точность работы) в течение некоторого
    промежутка времени Длительность интенсивного сосре­
    доточения зависит от ряда условий: характера и содер­жания деятельности, отношения к объекту внимания.
    Невозможно длительное сосредоточение на одном и том
    же объекте, если сам он не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Степень устойчивости
    внимания увеличивается с возрастанием сложности
    объекта внимания.
    Активность личности
    имеет большое значе­
    ние для устойчивости внимания.
    Деятельность личности
    может проявляться во внешне выраженных практиче­
    ских действиях с объектами внимания или во внутренней
    мыслительной деятельности, связанной с решением за­
    дач, требующих наиболее полного отражения объектов
    внимания.
    Переключение внимания —
    это быстрое пе­
    ремещение внимания, обусловленное сознательно и
    преднамеренно поставленной новой задачей. Оно может
    проявляться в переходе либо от одного объекта опреде­
    ленной деятельности к другому, либо от одной операции
    к другой. В этом случае переключение происходит внутри
    одной деятельности.
    Эффективность переключения зависит от особен­
    ностей выполнения предыдущей и последующей дея­
    тельности (показатели переключения значительно сни­жаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают). Успех
    пере­
    ключения связан с отношением человека к предыдущей
    деятельности: чем интереснее предшествующая деятель­ность и менее интересна последующая, тем труднее про­исходит переключение. Имеются значительные индиви­
    дуальные различия в переключаемости. Некоторые
    люди быстро и легко переходят от выполнения одной
    деятельности к другой. Для иных этот переход требует
    длительного времени и затраты усилий, что связано с
    такой особенностью нервной системы, как подвижность
    нервных процессов.
    В отличие от сознательного переключения внимания,
    отвлечение — это непроизвольное отклонение вни­
    мания от основной деятельности на посторонние объек­
    ты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполне­
    нии работы. Отвлекающее действие посторонних раз­
    дражителей зависит от их особенностей и от характ...

    Забрать файл

    Похожие материалы:


    Добавить комментарий
    Старайтесь излагать свои мысли грамотно и лаконично

    Введите код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить, если не виден код



ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!


© 2006-2016 Все права защищены